Когда стало известно, что Еврокомиссия (ЕК) решила рекомендовать предоставить Грузии статус страны-кандидата в ЕС, и что такое решение последовало даже несмотря на то, что Тбилиси так и не удалось выполнить все требования, поставленные в прошлом году самой же Еврокомиссией для предоставления такого статуса, стало ясно: Брюссель переходит в атаку на грузинском направлении. Формальное решение о предоставлении Грузии статуса кандидата должны принять лидеры стран ЕС на саммите в Брюсселе 14-15 декабря, и, похоже, что на сей раз перед Тбилиси не будут выставляться предварительные барьеры. Так со стороны Брюсселя произошла смена формулы действий. Раньше она строилась по принципу: выполнение выставленных условий (пунктов), потом членство. Теперь все наоборот: членство, а потом действия.
Сразу отметим, что сам по себе статус страны-кандидата и начало переговоров еще не означают обязательного вступления страны в Евросоюз, и эти шаги подвешивают Тбилиси на брюссельский крючок. Получение статуса кандидата является лишь началом длительного пути по вступлению в ЕС. Турция находится в статусе кандидата с 1999 года, Северная Македония - с 2005, Черногория - с 2010, а Сербия - с 2012 года. Последней на данный момент в ЕС вступила Хорватия - это произошло в 2013 году, процесс занял 10 лет. Что касается Грузии, то она сможет вступить в ЕС в лучшем случае через 20–25 лет, да и то, если к тому времени Союз сохранится. Тем не менее Брюссель стал спешить с «окормлением» Грузии.
По мнению грузинского политолога Васо Капанадзе, из выставляемых перед Тбилиси девяти условий по интеграции в европейское пространство наиболее быстрый эффект Брюссель может достигнуть в переформатировании его внешней политики. Такой фактор обуславливается базовым условием «следование внешней политике Брюсселя». В отчете Еврокомиссии по этому поводу указывается: «Грузия не присоединилась ни к ограничительным мерам ЕС против России и Беларуси, ни к соответствующим заявлениям Высокого представителя от имени ЕС. Ожидается, что Грузия увеличит показатель соответствия заявлениям ЕС и решениям Совета в рамках общей внешней политики и политики безопасности».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Как видим, главный смысл затеваемой Брюсселем комбинации в отношении Тбилиси сводится к затягиванию в единый узел предоставление статуса кандидата на вступление в ЕС не столько с демократическими реформами, сколько с созданием в Грузии ситуации дрейфа в сторону от потенциального альянса с Россией с использованием инструментария предполагаемой евроинтеграции. Это - в широком смысле. В узком - ЕС стремится укрепить политические позиции президента Грузии Саломе Зурабишвили, а через нее и силы оппозиции, что позволит ей демонстрировать, что ее обещания в части членства в ЕС не пустой звук. Она в последнее время часто конфликтовала с правительством из-за того, что оно «предпринимало недостаточно усилий для выполнения европейских рекомендаций». В свою очередь, правящая партия «Грузинская мечта» предприняла попытку импичмента президента.
Хотя это игра вдолгую, но такие действия направлены на сковывание маневренности правящей партии «Грузинская мечта» во внешней политике и создают в стране кризисную ситуацию. Правда, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявляет, что «страна разделяет внешнюю политику Евросоюза в той мере, чтобы это не навредило главным национальным интересам страны». Но он хорошо понимает, что от правительства страны будут постоянно требовать «соответствовать требованиям Евросоюза». Поэтому Гарибашвили тонко намекает, что «Тбилиси ведет и с США консультации по внешней политике», что демонстрирует намерения совершать маневры в направлении так называемого коллективного Запада одновременно на европейском и американском треке. Внешне два западных крыла вроде бы не имеют принципиальных различий. Однако они есть. Если упростить, то речь идет об отношении к возможностям вхождения в состав правительства Грузии сторонников Саакашвили. И не случайно, как замечает российский эксперт Сергей Маркедонов, «правительство Грузии стало объектом эпистолярных усилий американских конгрессменов и сенаторов, озабоченных демократическими ценностями».
В остальном, особенно во внешней политике, «Грузинская мечта» по факту «является преемником экс-президента Саакашвили, хотя в тактике с ней различается». В частности, правящая партия стремится к снижению уровня эскалации с Москвой, что частью оппозиции воспринимается как дрейф в сторону России. Помимо того, считает грузинский политолог Заал Андроникашвили, «раньше Запад разговаривал только с правительством, правительство нужно было принуждать к чему-то, а сейчас нужно принуждать не только правительство, но и оппозицию». По его же словам, «это довольно сложный дипломатический трюк», но при котором «оппозиция будет играть с европейских позиций». Все это создает серьезные предпосылки для обострений в Грузии внутриполитической борьбы.
В то же время велико и геополитическое значение принимаемых Брюсселем решений в силу серьезных изменений ситуации в Закавказье. После второй карабахской войны Армения стала дрейфовать в сторону ЕС, потенциально выходя на альянс с Грузией, создавая вторую точку опоры для фиксации интересов Брюсселя в регионе. В итоге Тбилиси и Ереван могут оказаться далеко от Вашингтона и Брюсселя, но рядом на севере с укрепляющейся Москвой, на юге с растущим геополитическим амбициями Анкары и Тегерана. В результате потенциально грузино-армянская «буферная зона» будет сужаться, и все приведет к серьезной геополитической развязке. Так что будем ждать дальнейшего развития событий.
Комментарии читателей (0):