Директор Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Уильям Бернс находится в Израиле. Визит, как пишет The New York Times, осуществляется в формате посещения, помимо Израиля, некоторых других ближневосточных стран. По сведениям другого издания, Axios, Бернс после Израиля намерен побывать в Катаре, Египте, Иордании и в Объединенных Арабских Эмиратах ( ОАЭ). Причины такого турне и переговорная повестка Бернса не раскрываются, но многое лежит на поверхности.
В Израиле это вытекает из приведенного израильскими СМИ контактного списка Бернса: премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, министр обороны Йоав Галлант и глава службы внешней разведки «Моссад» Дэвид Барнеа. При этом обозначенные темы обсуждения описываются обтекаемыми формулировками. Тем, кто следит за ситуацией, понятно, что это: ситуация в Газе в связи с войной Израиля с ХАМАС, региональные перспективы возможного расширения конфликта, проблема заложников и узкопрофессиональные вопросы, находящиеся в компетенции «Моссад».
По логике, именно последняя тема больше входит в компетенцию Бернса. Тем более, что в Израиле широко и публично обсуждаются провалы «Моссад» и военной разведки, позволившие ХАМАС 7 октября прорваться на территорию Израиля. В этой связи существуют самые невероятные версии, типа «заговора» спецслужб против Нетаньяху, что выливается в публичное обсуждение сложностей, возникших у главы правительства Израиля со спецслужбами. Тут не все столь однозначно. Представители разведки Израиля заявляют, что не они, а правительство Нетаньяху допустило серьезные ошибки с оценкой потенциала ХАМАС, и что «военная стратегия Израиля в отношении сектора Газа абсолютно не соответствовала реальной угрозе», а она «формировалась не руководителями» Моссад» и Генштабом ЦАХАЛ».
Тут все пока выглядит загадочно. Дополнительную тень на эту ситуацию навело необычное заявление на пресс-конференции в Израиле госсекретаря США Энтони Блинкена. После переговоров с руководством этой страны он сказал, что «атака 7 октября ХАМАС – это как террористическая атака в США 11 сентября 2001 года». И сразу стали всплывать различные ассоциации, особенно в отношении того, что случилось потом в Афганистане, в Ираке, «арабскае весна» в Тунисе, Египте, Сирии, Ливии. В таком контексте появление директора ЦРУ в регионе в момент, когда его еще не покинул Блинкен, ведущий переговоры в Турции, вызывает повышенную настороженность в арабском мире. Сразу возникает вопрос: «Почему президент США Джо Байден послал на поддержку Блинкену, имеющему репутацию знатока Ближнего Востока, не другого «знатока» и своего помощника по национальной безопасности Джейка Салливана, а Бернса, бывшего посла США в России и первого заместителя главы госдепартамента»? Кстати, именно он возглавлял при президенте Бараке Обаме секретные переговоры между Ираном и «шестеркой» посредников в лице США, Франции, Великобритании, Китая, России и Германии. Исходя из этого можно говорить о том, что нынешний визит Бернса в регион обусловлен не только причинами, лежащими на политической поверхности.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Ранее на ИА REX: Посол Ирана в России ответил о возможности расширения войны на Ближнем Востоке
Он начинает какой-то новый переговорный процесс, об истинных целях которого можно только догадываться. Не исключено, что США готовят в Израиле отставку кабинета Нетаньяху, чтобы блокировать регионализацию войны с ХАМАС и готовят к такому ходу событий страны Ближнего Востока. Тем более, что сейчас проходят секретные переговоры США с Ираном о неучастии «Хезболлы» в конфликте. Эту «операцию» возглавляет Салливан с участием нового посла США в Израиле, что говорит о попытках США расставить новые акценты в своей политике в этом регионе. Косвенно, если судить по некоторым признакам, к операции подключена и Турция, которая стала унижать Блинкена нарушениями дипломатического протокола.
Ранее на ИА REX: Министр обороны Ирана поставил США ультиматум
На этом направлении существует много вариантов действий, каждый из которых может оказаться ближе к реальности в зависимости от конкретных условий и обстоятельств. При этом проблемы мирного урегулирования между Израилем и ХАМАС могут выступать только в роли инструментария. Поэтому в определенном смысле главная цель визита Бернса на Ближний Восток будет пока оставаться за закрытыми дверями.
Комментарии читателей (0):