Сегодня исполняется знаменательный, исторический, исполненный глубоким символизмом юбилей. Ровно восемь десятилетий назад наступающие советские войска, освобождавшие родную землю от немецко-фашистских полчищ, окончательно прорвали так называемый Восточный вал, устроенный оккупантами по правому берегу Днепра и освободили Киев. После чего совершили мощный рывок в глубину немецкой обороны, фактически уничтожив группу армий «Юг» вермахта, вскоре прекратившую свое существование. Тем самым Красная армия подвела итог тяжелейшей, но очень успешной летней кампании 1943 года, пройдя с боями от Курска почти до Западной Украины и завершив коренной перелом в ходе Великой Отечественной, а с ней – и всей Второй мировой войны, начатый исторической победой под Сталинградом. Знаменитая контрартподготовка на Курском выступе, именуемом «дугой», и праздничный салют в честь освобождения Киева – символические вехи этой кампании, подтвердившей непобедимую силу русского оружия, честь и славу защитников Отечества, общее стремление народов нашей великой Родины жить и быть вместе, разделяя единую историческую судьбу.
К исходу 1943 года стало окончательно ясно, что Красная армия в состоянии сама, даже без помощи западных союзников, бесконечно оттягивавших открытие Второго фронта во Франции, прикрываясь неоколониальными устремлениями Великобритании на юге Европы, добить Третий рейх, уничтожив коричневую гидру фашизма. Именно поэтому во второй половине августа в канадском Квебеке собралась англо-американская конференция с участием глав государств и начальников генеральных штабов, на которой было принято двойное решение. С одной стороны, был утвержден план Overlord с высадкой в Нормандии, с другой – план Rankin. История рано или поздно расставит все точки над «i» и докажет, что покушение на Гитлера (операция «Валькирия», 20 июля 1944 г.) было частью плана Rankin. Предусматривался переход «при необходимости» от войны с Германией к перемирию и союзу с ней против СССР. Секретные пакеты по действиям в соответствии с планом Rankin были заложены во все штабы экспедиционного корпуса союзников. И стоило убрать Гитлера, как Запад с готовностью признал бы новый режим в Берлине «демократическим», установив с ним точно такие же тесные связи, которые ранней весной 1945 года резидент спецслужб США Ален Даллес устанавливал с эмиссаром рейхсфюрера СС Гиммлера – обергруппенфюрером СС Карлом Вольфом.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Все эти планы рухнули. Разбились о триумфальное освободительное шествие Красной армии как в Европе, так и на Тихом океане, а также на тесный союз нашей страны с Китаем и КНДР, которому англо-американцы ничего не смогли противопоставить, предпочитая перенести свои козни в плоскость политического противостояния, стратегию которого, сформулированную в «длинной телеграмме» Джорджем Кеннаном, через две недели в Фултоне подхватил отставной премьер Уинстон Черчилль. Перехватив у Третьего рейха проект «новой Европы», разработанный в недрах СС, англосаксонский Запад двинулся по пути его реализации путем строительства Европейского союза, планы создания которого впервые еще в 1965 году обнародовал основатель Римского клуба Ауреллио Печчеи, в военные годы тесно связанный со швейцарской резидентурой все того же патентованного русофоба и лютого врага нашей страны Алена Даллеса, ставленника самых закрытых, человеконенавистнических кругов глобальной олигархической буржуазии.
Сегодня Россия вновь на острие мировых процессов сопоставимого масштаба. Трагический распад Советского Союза еще в 1991 году передвинул исходную линию фронта на те рубежи, на которых она сегодня находится. И не нужно большого воображения, чтобы убедиться, что происходящие события – продолжение того самого плана Rankin, второе издание плана «Немыслимое», которое Запад осуществляет руками киевского режима, вскормленного им точно так же, как был вскормлен гитлеровский нацизм. История не повторяется буквально, но очень сильно наказывает за невыученные уроки. Чтобы их не забыть, вернемся на 80 лет назад, к тем историческим дням, которые развеяли последние сомнения в неминуемом крахе нацистского «черного интернационала», заставив западную «улитку», избавившись от грез послевоенного мирового господства, выбраться из своей «ракушки». И обсуждать с нашей Родиной реальности будущего мирового устройства, а не собственные гегемонистские амбиции.
* * *
Итак, Киевская наступательная операция - стратегическая операция Воронежского фронта (с 20 октября 1943 года 1-го Украинского фронта), под командованием генерала армии Н.Ф. Ватутина, проведенная с 3 по 12 ноября 1943 года. Цель ‑ разгром группировки немецко-фашистских войск в районе Киева и его освобождение. Часть битвы за Днепр. Уже в самой преамбуле к описанию данной операции кроется некий оксюморон. Дело в том, что фронтовая и стратегическая операции – это разные вещи. Одна проводится силами фронта, другая – силами групп фронтов. Но не в данном случае. Киевская наступательная операция, будучи по форме фронтовой, то есть проводившаяся силами одного фронта, по сути, по характеру исполнения и по военно-политическим последствиям была именно стратегической, что и нашло свое отражение в военной историографии.
Необходимо заметить, что изначально киевское направление не являлось основным, на что ясно указывается в Директиве Ставки ВГК №30203 от 29 сентября 1943 года:
«… 2. Задача войск Воронежского фронта: после выхода на фронт Ставище, Фастов, Белая Церковь продолжать наступление главными силами в общем направлении Бердичев, Жмеринка, Могилев-Подольский, прочно обеспечивая себя со стороны Ровно, а часть сил использовать для ликвидации киевской группировки противника во взаимодействии с левым крылом Центрального фронта. На сарненское направление выделить отдельную группу войск. Ближайшая задача войск фронта овладеть [рубежом] Овруч, Коростень, Житомир, Бердичев, Казатин и в дальнейшем выйти на фронт р. Случь, Славута, Проскуров, Могилев-Подольский» (ЦАМО. Ф. 148а. Оп. 3763. Д. 143. Л. 229, 230. Подлинник).
Однако на деле все оказалось несколько сложнее. Во исполнение Директивы Ставки ВГК войска фронта еще в конце сентября форсировали Днепр и захватили плацдармы на его правом берегу севернее и южнее Киева (Букринский и Лютежский). По замыслу командования фронта, основной удар планировалось наносить с Букринского плацдарма. Действия на Лютежском носили вспомогательный, отвлекающий характер. Войска фронта дважды (12-15 и 21-23 октября) предпринимали попытки наступления с Букринского плацдарма с целью освобождения Киева, но неудачно. Немецкое командование сосредоточило в районе плацдарма 10 дивизий, в том числе 5 танковых и 1 моторизованную, и создало здесь прочную оборону.
24 октября Ставка ВГК отменила решение командующего фронтом Н.Ф. Ватутина осуществить в конце октября третью попытку наступления с Букринского плацдарма. Верховное Главнокомандование дало указание перегруппировать войска 1-го Украинского фронта и нанести главный удар с Лютежского плацдарма. Этот плацдарм, несмотря на меньшие размеры по сравнению с Букринским, выгодно отличался от последнего. С севера он довлел над киевской группировкой противника, а его местность позволяла беспрепятственно продвигаться танковым соединениям. Особое внимание Ставка уделяла срокам выполнения поставленных задач и темпам наступления, о чем ясно говорится в Директиве Ставки ВГК № 30236 от 3 ноября 1943 года.
«Директива Ставки ВГК №30236 Командующему войсками 1-го Украинского фронта, Представителю Ставки о сроках Киевской наступательной операции, 3 ноября 1943 года, 20 ч. 30 мин.:
Операцию, начатую на правом крыле фронта, не затягивать, т. к. каждый лишний день дает только преимущество противнику, позволяя ему сосредоточивать сюда свои силы, пользуясь хорошими дорогами. Тогда как у нас разрушенные противником дороги затрудняют и ограничивают маневр.
Исходя из этого, Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:
1. Не позже 5.11 перерезать железную дорогу Киев—Коростень восточнее или западнее р. Ирпень в зависимости от обстановки и не позже 5-6.11 овладеть городом Киев.
2. Не позже 9-10.11 перерезать железную дорогу Киев—Фастов.
3. Решая эту задачу, пойти на жертвы, имея в виду, что эти жертвы будут во много раз меньше тех, которые придется затратить, если эта операция затянется.
4. Учесть, что киевский плацдарм является важнейшим и наивыгоднейшим плацдармом на правом берегу р. Днепр, имеющим исторически важное значение для изгнания немцев из Правобережной Украины.
5. О получении и отданных распоряжениях донести.
Ставка Верховного Главнокомандования
И. Сталин
А. Антонов»
(ЦАМО. Ф. 148а. Оп. 3763. Д. 143. Л. 273, 274. Подлинник).
Получив директиву Ставки ВГК, штаб фронта начал усиленную подготовку операции. На Лютежский плацдарм были скрытно переправлены 3-я гвардейская танковая армия (генерал-лейтенант П.С. Рыбалко), 23-й стрелковый корпус 47-й армии (генерал-лейтенант В.С. Паленов), которая выводилась в резерв Ставки ВГК, 7-й артиллерийский корпус прорыва и другие соединения и части. При этой перегруппировке войска дважды форсировали Днепр, один раз Десну и в условиях осеннего бездорожья и распутицы скрытно совершили почти двухсоткилометровый марш вдоль линии фронта.
К началу Киевской наступательной операции в состав 1-го Украинского фронта входили 13-я, 60-я, 38-я, 40-я, 27-я, 47-я общевойсковые, 3-я гвардейская танковая и 2-я воздушная армии. Войска фронта насчитывали 671 тыс. человек, 7 тыс. орудий и минометов, 675 танков и САУ, 700 самолетов. На направлении главного удара командованию фронтом удалось создать превосходство над противником в людях в 3 раза, в орудиях и минометах - в 4,5, в танках - в 9 раз.
1-му Украинскому фронту противостояли 4-я танковая и 8-я армии группы армий «Юг» (генерал-фельдмаршал Э. Манштейн) и 2-я армия группы армий «Центр» (генерал-фельдмаршал Э. Буш). С воздуха их поддерживала часть сил 4-го воздушного фронта. Всего группировка насчитывала до 500 тыс. человек, до 6 тыс. орудий и минометов, около 400 танков и штурмовых орудий, свыше 660 самолетов. Оборона немецких войск на киевском направлении состояла из трех оборонительных рубежей, оборудованных траншеями, ходами сообщения, блиндажами, пулеметными площадками и позициями для орудий и минометов, и оборонительного обвода вокруг Киева с использованием сохранившихся довоенных сооружений Киевского укрепленного района.
1 ноября с Букринского плацдарма начали наступление 40-я и 27-я армии. Их задачей было отвлечь внимание немецкого командования от направления главного удара фронта и не позволить немцам перебросить на север, где решался исход сражения за Киев, оборонявшиеся на плацдарме войска.
Утром 3 ноября после мощной артиллерийской подготовки с Лютежского плацдарма по противнику нанесла удар главная группировка 1-го Украинского фронта в составе 60-й и 38-й армий и части сил 5-го гвардейского танкового корпуса. Авиация 2-й воздушной армии, как только улучшилась погода, совершила 1150 самолето-вылетов и оказала большую помощь наступающим. Сопротивление немцев было исключительно упорным, но благодаря мужеству советских бойцов ударной группировке удалось к концу дня продвинуться на 5-12 км.
Уже во второй половине дня 5 ноября части 5-го танкового корпуса вышли на северо-западную окраину Киева к заводам «Арсенал» и «Большевик». Сегодня это почти центр города. 6 ноября 1943 года Киев, мать городов русских, был освобожден, а 1-й Украинский фронт продолжил выполнение поставленных ранее задач. В ночь на 7 ноября была захвачена северная часть Фастова. Одновременно в город вошли передовые части 6-го гвардейского танкового корпуса. К утру Фастов был полностью освобожден, что дало возможность советским войскам развивать наступление на Казатин и Белую Церковь. 12 ноября был освобожден Житомир.
Потери советских войск в операции составили: безвозвратные – 6491 человек, санитарные – 24078 человек.
* * *
Вечная Слава героям, отстоявшим Честь, Свободу и Независимость Родины! Так было. Так есть. И так будет в веках!
_________
Павленко Владимир Борисович – полковник в отставке, доктор политических наук, обозреватель REX.
Литвиненко Владимир Аркадьевич – полковник в отставке, кандидат философских наук, бывший сотрудник Института военной истории Академии Генерального штаба ВС РФ.
Комментарии читателей (0):