Когда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал к проведению в Стамбуле митинга в поддержку Палестины в военном противостоянии Израиля с ХАМАС, в этом не было ничего необычного. В Турции в крупных городах уже несколько дней подряд проходят антиизраильские акции. Протестующие, в частности, громят кофейни Starbucks, считая, что заведения финансируют армию Израиля, а в Анкаре также стреляют фейерверками в сторону здания израильского посольства. Что касается самого Эрдогана, то он накануне уже высказал набор своих оценок происходящих событий. Он раскритиковал союзников по НАТО США, заявив, что «Израиль и США проиграют, так как они выступают против справедливости», отменил свой визит в Израиль, назвал ХАМАС «освободительной организацией». Как говорится, одним митингом в Турции больше или меньше с очередной публичной декларацией уже известных тезисов ничего не меняет. Тем более, что и во многих странах Ближнего Востока проводятся такие митинги, на которых осуждаются действия Израиля в Газе.
Но в митинговый сценарий Эрдогана вводился один интригующий сюжет. Как сообщала газета Sabah, Анкара направила приглашения для участия в этом мероприятии лидерам Саудовской Аравии, Египта, Ливии, Ливана и Иордании. Если бы они или их представители прибыли на это мероприятие, то это давало бы Эрдогану возможность позиционировать себя в качестве лидера исламского мира. Он действовал как опытный маркер, напоминая, что в прошлом территорию палестинского анклава контролировала Османская империя, и туркам принадлежит право исторически и политически квалифицировать происходящее сейчас в Газе, ведь султан-халиф правил и арабским миром. Из такого тезиса следуют исторические претензии на лидерство в исламском мире в целом. А если конкретно, то Турция как наследница последнего халифата имеет право гордиться своим проектом исламского единства, а не те, кто приобрел государственность и влияние в результате политики и геополитических экспериментов Запада после Первой мировой войны. Теперь именно Анкара со своими знаменами паносманизма, а не националистического пантюркизма способна вести исламский мир к единству.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Исходя из этого, Эрдоган стал разыгрывать палестинскую «карту», внешне - направляя «игру» против Израиля на примере войны в Газе, а внутренне - посылая сигналы арабским странам признать именно Турцию главным миротворцем в сложившейся ситуации. Поэтому, когда Эрдоган называет Израиль «военным преступником», он тем самым не только сжигает на определенный период все «мосты» Турции в отношениях с Израилем, но и пытается осложнить возможности тем арабским странам, в частности, Саудовской Аравии, которые стояли на пороге нормализации отношений с Израилем, а сейчас могут вступить с ним в тактический диалог в обход Анкары. Вот почему на митинге в Стамбуле не оказались не только лидеры приглашенных арабских стран, но и их представители.
Что дальше? Ранее Эрдоган отправил турецкий флот к берегам Израиля, что вызвало разнообразную реакцию и интерпретацию со стороны Запада и НАТО. Пока никто не знает, выставляет ли Турция себя в роли фактора, который бросает вызов своим западным союзникам или навязывает только тактическое партнерство. Эксперты считают, что она вводит себя в новую «игру», взвесила все «за» и «против», поддерживая Палестину в общем смысле. Но у нее, как выясняется, обозначаются собственные, более широкие интересы на Ближнем Востоке, что в принципе должно создать «еще одну «дугу напряженности» в этом регионе.
Поэтому за действиями Анкары следует наблюдать более внимательно. Новые события только назревают. Так, Эрдоган заявил, что «мы готовы быть гарантом палестинской стороны своим политическим и военным присутствием» и призвал Запад «отказаться от концепции креста и полумесяца». Что бы это значило?
Комментарии читателей (0):