Второй крупный политик из США за последнюю декаду посещает Китай и получает аудиенцию у председателя КНР Си Цзиньпина. Оба - лидер большинства в Сенате Чак Шумер, а теперь губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом - представляют Демократическую партию. Формально Ньюсом приехал обсуждать климатические вопросы, связанные с «зеленой» повесткой. Именно об этом с ним разговаривал китайский лидер, и именно об этом - документ о сотрудничестве, который губернатор от имени своего штата подписал в китайском «Госплане» - Государственном комитете по делам реформ и развития (ГКРР). Вместе с тем, следует отметить, что летом Китай посещал спецпредставитель президента США по климату Джон Керри, и с ним председатель Си встречаться не стал. Тем временем губернаторская пресс-служба отметила, что шеф вышел за рамки климатической повестки и на встрече с главой МИД Ван И затронул ряд вопросов, которые составляют «пакет» проблем между Пекином и Вашингтоном.
The New-York Times, неформальный рупор демократов, выделяет среди них права человека и составляющие фентанила китайского производства, поставляемые в Мексику для поддержки технологических процессов, который местные наркокартели воруют и переправляют в США, в том числе как раз в Калифорнию, через прозрачную границу. О результатах не сообщается, но раз дошло до встречи с Си Цзиньпином, то значит Ньюсом удержал себя «в рамках». Одновременно следует обратить внимание, что повстречавшись с американским гостем, Ван И сам отправился с визитом в США. Первоначально было объявлено, что визит проходит по приглашению Госдепа, однако позже пришли сообщения, что помимо Энтони Блинкена, шеф китайской дипломатии ведет переговоры с президентским советником по национальной безопасности Джейком Салливаном, а на 27 октября запланирован его прием в Белом доме у Джо Байдена. В экспертном сообществе также указывают на парадоксальную вещь: Ньюсом приходится племянником Нэнси Пелоси, той самой экс-спикеру палаты представителей Конгресса США, чей борт в начале августа 2022 года совершил посадку в аэропорту Тайбэя, где политик провела целые сутки, спровоцировав серьезное обострение отношений между Пекином и Тайванем, а также Вашингтоном. При этом китаист Николай Вавилов обращает внимание, что именно то самое обострение предшествовало резкому укреплению позиций Си Цзиньпина, которое обеспечило ему решительную победу на съезде КПК. Но тогда вопрос: что на самом деле привез в Китай посланник демократического крыла «глубинного» истеблишмента США, о чем говорил с Ван И, и что происходит на переговорах того за океаном?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Вроде бы ответ лежит на поверхности. 11 ноября в Сан-Франциско стартует саммит АТЭС, и официальный Вашингтон, направивший Си Цзиньпину приглашение, очень заинтересован в том, чтобы состоялась встреча китайского лидера с Байденом, который по предвыборной социологии уже на двадцать пунктов отстает от Дональда Трампа. Какой интерес у Байдена – понятно. А какой у китайской стороны, которая окончательного решения, по оценкам из разных источников, еще не приняла, и примет его скорее всего только после возвращения из США Ван И? Обсуждать что-то с аутсайдером, у которого почти нет шансов, если не произойдет чего-нибудь сопоставимого с 11 сентября? Не все так просто. Во-первых, время такое, что произойти может все, что угодно и даже больше, особенно учитывая угрожающие маневры американских авианосных ударных групп (АУГ) в восточном Средиземноморье и поставки Израилю снарядов и систем ПВО/ПРО. Во-вторых, комментируя прием Ньюсома Си Цзиньпином, NYT обращает внимание на то, что именно калифорнийский губернатор считается «джокером» демократов на следующих выборах 2028 года. В-третьих, американское СМИ уточняет, что в Калифорнии 7% населения – этнические китайцы, некоторые из которых в последнее время все чаще прорываются во власть на уровне муниципалитетов. Си буквально зазывают в этот штат, в Сан-Франциско на саммит, аргументируя это интересами сохранения торгово-экономических связей, которые, по китайским уже оценкам, составляют пятую часть всего мирового товарооборота. В-четвертых, имеется и еще одна деликатная тема в китайско-американских отношениях – фактор Трампа; если он победит на выборах 2024 года, в двусторонних отношениях просядет многое, включая ту самую «зеленую» повестку, которая и послужила Ньюсому предлогом для поездки в Пекин. Но понятно и другое: отношения Си Цзиньпина с Байденом явно не задались. Существует определенный психологический барьер, препятствующий встрече. На старых «рельсах» ничего не получится, нужны новые подходы, тем более, что уровень обновленной легитимности китайского лидера не идет ни в какое сравнение со статусом «хромой утки», который в конце уже первого срока ухитрился заработать Байден. Но Байден – пока еще президент, и обойти его не получится, по крайней мере до ноября 2024 года, когда, если он проиграет, то по американской политической традиции лишится права совершать резкие телодвижения без согласования с избранным преемником.
Существует ли формула примирения всего этого клубка противоречий. Да, существует, и в американских политических кругах некоторое время назад ее «прокачивали». Доведение правления Байдена до полного абсурда, сосредоточение на нем всей критики республиканцев в целом и Трампа в частности. Вплоть до отмашки на заведение против него уголовных дел и возбуждения процедуры импичмента – за что именно, вариантов у обвиняющей стороны выше крыши. И после, а точнее на фоне всего этого – снятие нынешним хозяином Овального кабинета своей кандидатуры перед или в ходе праймериз с неожиданным выдвижением альтернативных фигур, среди которых первым и почти единственно возможным назывался именно Ньюсом. Такой ход действительно наделен потенциалом «джокера из рукава», ибо для вступившего в игру Трампа мог оказаться бы по сути фальстартом, хотя трудно представить, что в штабе экс-президента такую возможность не учитывают. Случайно ли на данном этапе у республиканцев двенадцать кандидатов, а у демократов только двое – Байден и никому не известная Марианна Уильямсон? А считавшийся реальным соискателем успеха в праймериз Роберт Кеннеди-младший «почему-то» из гонки выбыл.
Что если в штабах «глубинного государства» разработана стратегия «аннигиляции» Байдена с Трампом с выводом на авансцену нового поколения политиков, к которому принадлежит и Ньюсом, и большинство республиканских кандидатов, которые сейчас рассматриваются спойлерами Трампа, но в новых условиях обрели бы шанс? Уже на этих выборах! Китайским властям, во-первых, фиаско экс-президента выгодно еще более, чем уход Байдена: появляется пространство для маневра. Во-вторых, если прав Вавилов, и тайваньский маневр Пелоси действительно помог Си Цзиньпину разобраться с оппозицией, то может, даже должен быть, и ответный ход. Тем более, что в самом Китае, судя по массированным отставкам, сейчас идут такие внутренние процессы, которые не располагают к внешним обострениям, а с Байденом или Трампом во главе США такие обострения становятся неизбежными.
И последнее. Автору этих строк уже приходилось упоминать про возможную тесную связь Трампа с Лондоном. Она просматривается в целом ряде ретроспективных фактов последнего десятилетия – от Brexit до нынешних событий на Ближнем Востоке, которые в предвыборных условиях послужили экс-президенту своеобразным подарком. Между тем, именно британцы в настоящее время постоянно играют на обострение и выглядят основными бенефициарами происходящих событий. Понятно, что утверждать что-то сложно, можно только предполагать. Но рискнем выдвинуть версию, что если встреча Си с Байденом в Сан-Франциско через две недели все-таки произойдет, то станет понятно, что Ньюсом исполнил в Пекине посредническую миссию. Поэтому сильно возрастает вероятность выдвижения от демократов именно его кандидатуры. Одновременно совместной американо-китайской заморозке, причем с американскими уступками, подвергнется тайваньская тема. США прекратят провокации против принципа «одного Китая», но у власти на острове сохранится Демопрогрессивная партия (ДПП), которой Вашингтон однако запретит сепаратистскую пропаганду. Случайно ли кандидат от Гоминьдана по опросам стабильно отстает не только от главного соперника из ДПП, но и от представителя третьей силы, экс-мэра Тайбэя? Конечно, это только версия; никаких «инсайдов» в таких вопросах попросту не существуют. Но в условиях, когда обострение между Китаем и США подходит к опасной черте, это скорее всего единственный вариант его остановить. Как будет на самом деле – увидим.
Комментарии читателей (0):