Реакция Лондона на восстановление массовой армии в Германии и морской договор убедили Гитлера в поддержке со стороны Англии. Подводные лодки начали закладываться в Германии еще весной 1935 года, до подписания договора, а уже 27 сентября 1935 года была сформирована 1-я флотилия подводных лодок Weddigen, названная в честь героя Первой Мировой войны Отто Веддигена, погибшего в 1915 году. Она состояла из пяти лодок. Флотилией командовал фрегатен-капитан (капитан 2 ранга) Карл Дениц. Через год была сформирована 2-я, а в октябре 1937 года – и 3-я флотилия. Совершенствовались и типы субмарин. Первая флотилия готовилась к действиям у берегов, вторые уже могли быть использованы для дальних плаваний в море. В 1935 году в Германии было введено строй 14 подводных лодок, в 1936 – 21. Правда, затем строительство стало не таким интенсивным. Для развития успеха в отношениях с Англией 23 ноября 1936 года был подписан Лондонский протокол об ограничении действий подводных лодок против торговых судов. Все это также делалось для облегчения англо-германского диалога. Вице-адмирал Курт Ассман вспоминал: «До весны 1938 года Гитлер постоянно указывал главному командованию военно-морского флота, что о войне против Англии не может быть и речи»/ На первых этапах Судетского кризиса последовало небольшое похолодание, но потом все вернулось на круги своя.
Kriegsmarine строились из расчета борьбы с Францией и союзной ей Польшей, Великобритания при принятии первых судостроительных программ. рассматривалась как потенциально нейтральная в этом конфликте держава. Командующий флотом строго запретил включать войну с Англией даже в планы маневров или военных игр. Уже на уровне проектирования ударных сил германского флота – линкоров «Scharnhorst» и «Gneisenau», а затем «Bismarck» и «Tirpitz» было принято решение строить эти корабли так, чтобы по своим возможностям они прежде всего превосходили французские линейные корабли «Dunkerque» и «Strasbourg», которые, в свою очередь, были ответом на серию броненосцев или «карманных линкоров», заказанных еще при Веймарской республике, в 1928-1932 годах(позже они были переклассифицированы в тяжелые крейсера: «Deutschland», «Admiral Scheer», «Admiral Graf Spee»).
«Dunkerque» был заложен в декабре 1932 года и введен в строй в мае 1937 года, «Strasbourg» был заложен в ноябре 1934 года и введен в строй в апреле 1939 года. Их возможные противники строились почти одновременно. «Gneisenau» был заложен в мае 1935 года, и введен в строй в мае 1938 года, «Scharnhorst» был заложен в июне 1935 года и введен в строй в январе 1939 года, «Bismarck» был заказан в ноябре 1935 года, «Tirpitz» - в июне 1936 года. Их готовность намечалась на 1939 и 1940 годы. Для действий против французских кораблей планировались и новые германские тяжелые крейсера: «Admiral Hipper», «Blucher», «Prinz Euegen», «Seydlitz», «Lutzow». При их планировании учитывались тактико-технические характеристики находившегося тогда в постройке тяжелого крейсера «Algerie». Этот образец по целому ряду причин не пошел в серию, в отличие от его германского потенциального противника. Новые германские дредноуты и тяжелые крейсера должны были действовать на океанских коммуникациях Франции, для прикрытия их с воздуха в 1934 году был запланирован и первый германский авианосец «Graf Zeppelin». В 1938 году его спустили на воду, к началу войны готовность корабля составляла уже 85%, но достроить его Германия так и не смогла, как и заложенный в 1938 году второй корабль этой серии, получивший рабочее название «B».
Сразу же после прихода к власти нацисты начали наращивать инвестиции в промышленность. В 1933 году они составили 600 млн. марок, в 1934 – уже 1,1 млрд., в 1935 – 1,6 млрд., в 1936 – 2,2 млрд., в 1938 г. – 3,7 млрд. и в 1939 г. – 4,4 млрд. марок. Ежегодный промышленный прирост увеличился с 55% в 1933 г. до 81% в 1939 г. Промышленности требовалось все больше полезных ископаемых. В 1934 году в Германии было использовано 3 295 тыс. тонн минеральных ресурсов, в 1939 г. – от 7 000 до 7 200 тыс. тонн. Милитаризация экономики Германии с самого начала выявила недостаточность её сырьевой базы. Эта проблема выявилась еще до Первой Мировой войны. В 1912 году Фридрих Бергиус изобрел метод получения жидкого горючего из угля, первая опытная установка по производству искусственного бензина была создана в 1926 году. Уже в 1931-1933 годах в Германии было налажено производство искусственного топлива в промышленных объемах.В 1931 году в стране было произведено 125 тыс. тонн искусственного топлива, а в 1935 – уже 365 тыс. тонн. Активно строились нефтеперерабатывающие заводы. В 1933 году их было 33, в 1934 – 30 и в 1935 – 34. Производство всех видов бензина в стране постоянно росло. Всего в 1933 году было произведено 295,5, в 1934 – 370,5 и в 1935 г. – 580,7 тыс. тонн. В 1936 году в Германии было 44 нефтеперерабатывающих завода, в 1937 – 43 и в 1938 – 51. Производство всех видов бензина выросло до 677,8, в 1937 г. до 1259,8 и в 1938 – до 1494,5 тыс. тонн. В 1934 году был издан закон о создании Brabag (Braunkohle Benzin AG – «Общество бурого угля»), в 1934-1939 гг. было построено 4 завода по производству искусственного топлива. Потребление горючего в Третьем рейхе в 1935 году составило 1 млн. 920 тыс. тонн, в 1936 году Германия ввезла 1 млн. 386 тыс. тонн нефти и моторного топлива, 444 600 тонн искусственного топлива и 210 тыс. тонн спирта. В 1938 году производительная мощность заводов искусственного топлива превысила 2 млн. тонн, в 1939 г. она составила 2,6 млн. тонн.
Германия почти полностью зависела и от ввоза резины. Выход из кризиса стали также искать в годы Первой Мировой, в 1916 году немцы наладили производство синтетического каучука, так называемого метил каучука. Он оказался низкокачественным, не переносил даже небольших низких температур. При небольшом морозе он затвердевал и ломался. Всего было произведено 2 300 тонн этого продукта. После 1918 года это производство было свернуто за ненадобностью. К 1934 году синтетический каучук производился только в СССР. Для достижения самодостаточности в 1936 году был принят 4-летний план, который должен был решить проблему обеспечения сырьем возросших промышленных мощностей страны.
В 1936 году производство синтетического каучука в Германии было восстановлено. Он получил название Buna-S. Этой работой занимался концерн I.G. Farben. В 1936 году заводы Германии произвели 1 тыс. тонн синтетического каучука, к 1938 году они довели эти показатели до 5 тыс. тонн, а в 1939 году – уже 25 тыс. тонн. В 1940 г. I.G. Farben уступил патент на производство Buna-S американскому концерну Standart Oil. Farben был вообще тесно связан с американскими фирмами, и, кроме того, с ведущими химическими концернами Великобритании, Норвегии и Швейцарии. Особое внимание руководство Германии уделяло проблемам нефти. Прежде всего государство поддержало геологические исследования для того, чтобы повысить внутригерманскую добычу. Правительство выплачивало фирмам ½ расходов на бурение. Добыча нефти выросла с 214 тыс. тт. в 1932 году до 313 тыс. тт. в 1934 году. Если ранее нефть в основном шла на переработку на смазочные материалы и асфальт, то теперь из нее прежде всего старались сделать бензин. Налаживалось производство искусственного топлива из угля. В 1933 году в Германии произвели 175 тыс. тонн бензина (импортировано 900 тыс. тонн), в 1934 – 230 тыс. тонн (импортировано 1 040 тыс. тонн).
В 1937 году немцы произвели 746 тонн синтетического бензина, в 1938 году его производство несколько снизилось, достигнув 739 тыс. тонн. Это было связано с падением цен на нефть и нефтепродукты, делавшее производство искусственных заменителей из угля нерентабельным. Стоимость синтетической нефти в 4-5 раз превышала стоимость импортной натуральной. Однако государство продолжало поддерживать эти отрасли. Создавались запасы горючего – в 1938 году они составили 600 тыс. тонн. Этого было совершенно недостаточно. По подсчетам военных, в случае войны им потребовалось бы 10-12 млн. тонн жидкого топлива, в то время как максимальная возможность производства и добычи составляла 1-1,5 млн. тонн в год.
При ежемесячной потребности армии в стали в 0,75 млн. тонн из производимого в Германии в 1937 году объема 1,8 млн. тонн предоставлялось 0,3 млн. тонн в месяц. Необходимо было увеличивать производство или импорт. В стране велась огромная работа. В 1938 году стоимость всех строительных заказов в Германии оценивалась в 11 млрд. марок, из которых 80% приходилось государственное строительство (включая автомобильные и железные дороги, а также военные сооружения). Еще несколько миллиардов было потрачено на расширение сырьевой базы. Германия, не смотря на колоссальные усилия, так и не смогла преодолеть зависимости от импорта качественной руды для производства стали и бокситов для производства алюминия. Основными поставщиками того и другого были западные партнеры Берлина. Тем не менее производство алюминия в стране постоянно увеличивалось и благодаря импорту руды в 1938 году достигло 161 тыс. тонн. Прогресс германской экономики был невозможен без поставок сырья из стран-партнеров. В первую очередь это были Швеция, Франция, Норвегия, Люксембург, Бельгия и США. По мере успехов франкистов резко увеличились поставки в Германию железной руды и пиритов из Испании – с 35% в 1935 до 80% в 1939 году. В сравнимых пропорциях выросли и поставки в Третий рейх из испанского Марокко.
Что касается советско-германских экономических связей, то они начали слабеть уже после Локарно и курса на запад, который Берлин взял тогда, но связи с Красной армией сохранялись до 1933 года. Военные посещали маневры армий, происходил обмен информации о недружественном польском соседе. Уже к 1927 году стало ясно — немецкие военные мечтают о реванше и в этом вопросе солидаризируются с позицией фашистов. При этом руководство рейхсвера понимало, что пока что страна не готова к войне с Францией, тем более — имея в тылу Польшу и Чехословакию.
Следует отметить, что в Москве никогда не переоценивали сотрудничество с германской армией. Весной 1932 г. Ворошилов отметил: «Учитывая в достаточной степени политическое значение рейхсвера и его руководящих кругов для Германии, мы, идя на материальные жертвы, сделали много для того, чтобы иметь хорошие отношения с рейхсвером. Однако, мы при этом никогда не забывали, что рейхсвер с нами «дружит» (в душе ненавидя нас) лишь в силу создавшихся условий, в силу необходимости иметь «отдушину» на востоке, иметь хоть какой-нибудь козырь, чем пугать Европу». После прихода к власти нацистов отношения, в том числе и экономические, между СССР и Германией резко ухудшились, а военные связи были разорваны по инициативе Советской стороны. Впрочем, первыми начали все же немцы — уже 11 января 1933 года, за несколько недель до прихода к власти Гитлера, они заявили о закрытии с осени Липецкой авиационной школы по причине финансовой экономии.
Уже с 1933 года германская промышленность была ориентирована на производство современной военной авиации. В результате было произведено около 1 тыс. военных самолетов. Первые эскадрильи Люфтваффе, правда, преимущественно разведывательные, были развернуты уже осенью 1934 года. В 1935 году планировалось, что в личный состав ВВС войдут 900 офицеров-летчиков, 200 офицеров ПВО и 17 тыс. рядовых и унтер-офицеров. По программе, разработанной полковником (с 1940 г. генерал-фельдмаршалом) Эрхардом Мильхом, в 1934-1936 годах количество эскадрилий должно было увеличиться с 37 до 51. Доля расходов на авиацию в военном бюджете Германии выросла с 32,9% в 1934-1935 гг. до 39,4% в 1937-1938 годах. В абсолютных цифрах это составило 642 млн. марок в 1934-1935 годах и 3,258 млрд. марок в 1937-1938 годах. К 1939 году в строю ВВС должны были служить 15 тыс. офицеров и 370 тыс. рядовых и унтер-офицеров. Тем не менее вплоть до конца 1936 года авиация Германии была слабой. Например, удалось собрать только 4 истребительные эскадрильи, вооруженные 4 типами самолетов, все они были устаревшими.
Уже в 1933 году в Германии далеко продвинулось дело танкового строительства. Весной 1934 года было создано командование бронетанковых сил, в октябре 1935 года — три первые танковые дивизии. Осенние маневры 1935 года показали достижения вермахта — легкие танки Т-1 (PzKpfw I) и Т-2 (PzKpfw II), броневики, радиостанции на бронетехнике, обеспечивающие надежную связь на расстоянии от 30 до 50 км., 88-мм. зенитные орудия, трехмоторные Junkers Ju 52 и т.п. «Боевая готовность нынешней германской армии, — отмечал советский обозреватель, — достигла довольно высокого уровня. Нужно ожидать, что темпы вооружения Германии после такого удачного опыта еще более усилятся». 1 мая 1937 года на параде в Берлине впервые прошла танковая дивизия, в воздухе строем летели самолеты. Это зрелище произвело весьма серьезное впечатление на французских посла и атташе. В мобилизационный период 1935-1936 гг. в германской армии числилось 31 соединение, в т.ч. 24 пехотные и 3 танковые дивизии мирного времени, в 1936-1937 гг. – 66 соединений, в т.ч. 36 пехотных, 21 ландверных и 3 танковые дивизии мирного времени, и в 1937-1938 гг. – 71 соединение, в т.ч. 32 пехотных, 8 резервных, 21 ландверных, 4 моторизованные и 3 танковые дивизии,1 легкая моторизованная бригада мирного времени.
Комментарии читателей (0):