Восстановление германской военной мощи в 1935-1939 гг.

23 октября 2023  23:57 Отправить по email
Печать

Реакция Лондона на восстановление массовой армии в Германии и морской договор убедили Гитлера в поддержке со стороны Англии. Подводные лодки начали закладываться в Германии еще весной 1935 года, до подписания договора, а уже 27 сентября 1935 года была сформирована 1-я флотилия подводных лодок Weddigen, названная в честь героя Первой Мировой войны Отто Веддигена, погибшего в 1915 году. Она состояла из пяти лодок. Флотилией командовал фрегатен-капитан (капитан 2 ранга) Карл Дениц. Через год была сформирована 2-я, а в октябре 1937 года – и 3-я флотилия. Совершенствовались и типы субмарин. Первая флотилия готовилась к действиям у берегов, вторые уже могли быть использованы для дальних плаваний в море. В 1935 году в Германии было введено строй 14 подводных лодок, в 1936 – 21. Правда, затем строительство стало не таким интенсивным. Для развития успеха в отношениях с Англией 23 ноября 1936 года был подписан Лондонский протокол об ограничении действий подводных лодок против торговых судов. Все это также делалось для облегчения англо-германского диалога. Вице-адмирал Курт Ассман вспоминал: «До весны 1938 года Гитлер постоянно указывал главному командованию военно-морского флота, что о войне против Англии не может быть и речи»/ На первых этапах Судетского кризиса последовало небольшое похолодание, но потом все вернулось на круги своя.

Kriegsmarine строились из расчета борьбы с Францией и союзной ей Польшей, Великобритания при принятии первых судостроительных программ. рассматривалась как потенциально нейтральная в этом конфликте держава. Командующий флотом строго запретил включать войну с Англией даже в планы маневров или военных игр. Уже на уровне проектирования ударных сил германского флота – линкоров «Scharnhorst» и «Gneisenau», а затем «Bismarck» и «Tirpitz» было принято решение строить эти корабли так, чтобы по своим возможностям они прежде всего превосходили французские линейные корабли «Dunkerque» и «Strasbourg», которые, в свою очередь, были ответом на серию броненосцев или «карманных линкоров», заказанных еще при Веймарской республике, в 1928-1932 годах(позже они были переклассифицированы в тяжелые крейсера: «Deutschland», «Admiral Scheer», «Admiral Graf Spee»).

«Dunkerque» был заложен в декабре 1932 года и введен в строй в мае 1937 года, «Strasbourg» был заложен в ноябре 1934 года и введен в строй в апреле 1939 года. Их возможные противники строились почти одновременно. «Gneisenau» был заложен в мае 1935 года, и введен в строй в мае 1938 года, «Scharnhorst» был заложен в июне 1935 года и введен в строй в январе 1939 года, «Bismarck» был заказан в ноябре 1935 года, «Tirpitz» - в июне 1936 года. Их готовность намечалась на 1939 и 1940 годы. Для действий против французских кораблей планировались и новые германские тяжелые крейсера: «Admiral Hipper», «Blucher», «Prinz Euegen», «Seydlitz», «Lutzow». При их планировании учитывались тактико-технические характеристики находившегося тогда в постройке тяжелого крейсера «Algerie». Этот образец по целому ряду причин не пошел в серию, в отличие от его германского потенциального противника. Новые германские дредноуты и тяжелые крейсера должны были действовать на океанских коммуникациях Франции, для прикрытия их с воздуха в 1934 году был запланирован и первый германский авианосец «Graf Zeppelin». В 1938 году его спустили на воду, к началу войны готовность корабля составляла уже 85%, но достроить его Германия так и не смогла, как и заложенный в 1938 году второй корабль этой серии, получивший рабочее название «B».

Фридрих Бергиус
Фридрих Бергиус
Сразу же после прихода к власти нацисты начали наращивать инвестиции в промышленность. В 1933 году они составили 600 млн. марок, в 1934 – уже 1,1 млрд., в 1935 – 1,6 млрд., в 1936 – 2,2 млрд., в 1938 г. – 3,7 млрд. и в 1939 г. – 4,4 млрд. марок. Ежегодный промышленный прирост увеличился с 55% в 1933 г. до 81% в 1939 г. Промышленности требовалось все больше полезных ископаемых. В 1934 году в Германии было использовано 3 295 тыс. тонн минеральных ресурсов, в 1939 г. – от 7 000 до 7 200 тыс. тонн. Милитаризация экономики Германии с самого начала выявила недостаточность её сырьевой базы. Эта проблема выявилась еще до Первой Мировой войны. В 1912 году Фридрих Бергиус изобрел метод получения жидкого горючего из угля, первая опытная установка по производству искусственного бензина была создана в 1926 году. Уже в 1931-1933 годах в Германии было налажено производство искусственного топлива в промышленных объемах.

В 1931 году в стране было произведено 125 тыс. тонн искусственного топлива, а в 1935 – уже 365 тыс. тонн. Активно строились нефтеперерабатывающие заводы. В 1933 году их было 33, в 1934 – 30 и в 1935 – 34. Производство всех видов бензина в стране постоянно росло. Всего в 1933 году было произведено 295,5, в 1934 – 370,5 и в 1935 г. – 580,7 тыс. тонн. В 1936 году в Германии было 44 нефтеперерабатывающих завода, в 1937 – 43 и в 1938 – 51. Производство всех видов бензина выросло до 677,8, в 1937 г. до 1259,8 и в 1938 – до 1494,5 тыс. тонн. В 1934 году был издан закон о создании Brabag (Braunkohle Benzin AG – «Общество бурого угля»), в 1934-1939 гг. было построено 4 завода по производству искусственного топлива. Потребление горючего в Третьем рейхе в 1935 году составило 1 млн. 920 тыс. тонн, в 1936 году Германия ввезла 1 млн. 386 тыс. тонн нефти и моторного топлива, 444 600 тонн искусственного топлива и 210 тыс. тонн спирта. В 1938 году производительная мощность заводов искусственного топлива превысила 2 млн. тонн, в 1939 г. она составила 2,6 млн. тонн.

Германия почти полностью зависела и от ввоза резины. Выход из кризиса стали также искать в годы Первой Мировой, в 1916 году немцы наладили производство синтетического каучука, так называемого метил каучука. Он оказался низкокачественным, не переносил даже небольших низких температур. При небольшом морозе он затвердевал и ломался. Всего было произведено 2 300 тонн этого продукта. После 1918 года это производство было свернуто за ненадобностью. К 1934 году синтетический каучук производился только в СССР. Для достижения самодостаточности в 1936 году был принят 4-летний план, который должен был решить проблему обеспечения сырьем возросших промышленных мощностей страны.

В 1936 году производство синтетического каучука в Германии было восстановлено. Он получил название Buna-S. Этой работой занимался концерн I.G. Farben. В 1936 году заводы Германии произвели 1 тыс. тонн синтетического каучука, к 1938 году они довели эти показатели до 5 тыс. тонн, а в 1939 году – уже 25 тыс. тонн. В 1940 г. I.G. Farben уступил патент на производство Buna-S американскому концерну Standart Oil. Farben был вообще тесно связан с американскими фирмами, и, кроме того, с ведущими химическими концернами Великобритании, Норвегии и Швейцарии. Особое внимание руководство Германии уделяло проблемам нефти. Прежде всего государство поддержало геологические исследования для того, чтобы повысить внутригерманскую добычу. Правительство выплачивало фирмам ½ расходов на бурение. Добыча нефти выросла с 214 тыс. тт. в 1932 году до 313 тыс. тт. в 1934 году. Если ранее нефть в основном шла на переработку на смазочные материалы и асфальт, то теперь из нее прежде всего старались сделать бензин. Налаживалось производство искусственного топлива из угля. В 1933 году в Германии произвели 175 тыс. тонн бензина (импортировано 900 тыс. тонн), в 1934 – 230 тыс. тонн (импортировано 1 040 тыс. тонн).

В 1937 году немцы произвели 746 тонн синтетического бензина, в 1938 году его производство несколько снизилось, достигнув 739 тыс. тонн. Это было связано с падением цен на нефть и нефтепродукты, делавшее производство искусственных заменителей из угля нерентабельным. Стоимость синтетической нефти в 4-5 раз превышала стоимость импортной натуральной. Однако государство продолжало поддерживать эти отрасли. Создавались запасы горючего – в 1938 году они составили 600 тыс. тонн. Этого было совершенно недостаточно. По подсчетам военных, в случае войны им потребовалось бы 10-12 млн. тонн жидкого топлива, в то время как максимальная возможность производства и добычи составляла 1-1,5 млн. тонн в год.

При ежемесячной потребности армии в стали в 0,75 млн. тонн из производимого в Германии в 1937 году объема 1,8 млн. тонн предоставлялось 0,3 млн. тонн в месяц. Необходимо было увеличивать производство или импорт. В стране велась огромная работа. В 1938 году стоимость всех строительных заказов в Германии оценивалась в 11 млрд. марок, из которых 80% приходилось государственное строительство (включая автомобильные и железные дороги, а также военные сооружения). Еще несколько миллиардов было потрачено на расширение сырьевой базы. Германия, не смотря на колоссальные усилия, так и не смогла преодолеть зависимости от импорта качественной руды для производства стали и бокситов для производства алюминия. Основными поставщиками того и другого были западные партнеры Берлина. Тем не менее производство алюминия в стране постоянно увеличивалось и благодаря импорту руды в 1938 году достигло 161 тыс. тонн. Прогресс германской экономики был невозможен без поставок сырья из стран-партнеров. В первую очередь это были Швеция, Франция, Норвегия, Люксембург, Бельгия и США. По мере успехов франкистов резко увеличились поставки в Германию железной руды и пиритов из Испании – с 35% в 1935 до 80% в 1939 году. В сравнимых пропорциях выросли и поставки в Третий рейх из испанского Марокко.

Что касается советско-германских экономических связей, то они начали слабеть уже после Локарно и курса на запад, который Берлин взял тогда, но связи с Красной армией сохранялись до 1933 года. Военные посещали маневры армий, происходил обмен информации о недружественном польском соседе. Уже к 1927 году стало ясно — немецкие военные мечтают о реванше и в этом вопросе солидаризируются с позицией фашистов. При этом руководство рейхсвера понимало, что пока что страна не готова к войне с Францией, тем более — имея в тылу Польшу и Чехословакию.

Следует отметить, что в Москве никогда не переоценивали сотрудничество с германской армией. Весной 1932 г. Ворошилов отметил: «Учитывая в достаточной степени политическое значение рейхсвера и его руководящих кругов для Германии, мы, идя на материальные жертвы, сделали много для того, чтобы иметь хорошие отношения с рейхсвером. Однако, мы при этом никогда не забывали, что рейхсвер с нами «дружит» (в душе ненавидя нас) лишь в силу создавшихся условий, в силу необходимости иметь «отдушину» на востоке, иметь хоть какой-нибудь козырь, чем пугать Европу». После прихода к власти нацистов отношения, в том числе и экономические, между СССР и Германией резко ухудшились, а военные связи были разорваны по инициативе Советской стороны. Впрочем, первыми начали все же немцы — уже 11 января 1933 года, за несколько недель до прихода к власти Гитлера, они заявили о закрытии с осени Липецкой авиационной школы по причине финансовой экономии.

Уже с 1933 года германская промышленность была ориентирована на производство современной военной авиации. В результате было произведено около 1 тыс. военных самолетов. Первые эскадрильи Люфтваффе, правда, преимущественно разведывательные, были развернуты уже осенью 1934 года. В 1935 году планировалось, что в личный состав ВВС войдут 900 офицеров-летчиков, 200 офицеров ПВО и 17 тыс. рядовых и унтер-офицеров. По программе, разработанной полковником (с 1940 г. генерал-фельдмаршалом) Эрхардом Мильхом, в 1934-1936 годах количество эскадрилий должно было увеличиться с 37 до 51. Доля расходов на авиацию в военном бюджете Германии выросла с 32,9% в 1934-1935 гг. до 39,4% в 1937-1938 годах. В абсолютных цифрах это составило 642 млн. марок в 1934-1935 годах и 3,258 млрд. марок в 1937-1938 годах. К 1939 году в строю ВВС должны были служить 15 тыс. офицеров и 370 тыс. рядовых и унтер-офицеров. Тем не менее вплоть до конца 1936 года авиация Германии была слабой. Например, удалось собрать только 4 истребительные эскадрильи, вооруженные 4 типами самолетов, все они были устаревшими.

Цех по производству орудийных стволов немецкого завода Рейнметалл–Борзинг (Rheinmetall-Borsig) накануне войны
Цех по производству орудийных стволов немецкого завода Рейнметалл–Борзинг (Rheinmetall-Borsig) накануне войны
В 1935-1939 годах вермахт увеличился с 10 до 58 дивизий, его офицерский корпус достиг 24 тыс. чел., что привело к резкому увеличению количества новопроизведенных офицеров. В 1936 году они составили 50% офицерского корпуса, в 1938 году — уже 6 из 7 офицеров армии начали службу после 1933 года. Активно строились и танковые войска Третьего рейха. До прихода к власти нацистов в армии Германии были лишь легкие бронеавтомобили, которые могли использоваться лишь для решения полицейских задач, что, впрочем, не помешало немецкой армии накапливать опыт использования танков на поле боя, тренируясь на макетах бронетехники. Свою роль играла и имевшаяся возможность испытывать за границей Германии образцы этого нового оружия. В январе 1934 года на смотре в Куннерсдорфе Гитлеру показали превосходство механизированных частей. На него демонстрация бронетехники сразу же произвела весьма сильное впечатление. Он сказал: «Это то, что мне нужно. Это то, что я хочу».

Уже в 1933 году в Германии далеко продвинулось дело танкового строительства. Весной 1934 года было создано командование бронетанковых сил, в октябре 1935 года — три первые танковые дивизии. Осенние маневры 1935 года показали достижения вермахта — легкие танки Т-1 (PzKpfw I) и Т-2 (PzKpfw II), броневики, радиостанции на бронетехнике, обеспечивающие надежную связь на расстоянии от 30 до 50 км., 88-мм. зенитные орудия, трехмоторные Junkers Ju 52 и т.п. «Боевая готовность нынешней германской армии, — отмечал советский обозреватель, — достигла довольно высокого уровня. Нужно ожидать, что темпы вооружения Германии после такого удачного опыта еще более усилятся». 1 мая 1937 года на параде в Берлине впервые прошла танковая дивизия, в воздухе строем летели самолеты. Это зрелище произвело весьма серьезное впечатление на французских посла и атташе. В мобилизационный период 1935-1936 гг. в германской армии числилось 31 соединение, в т.ч. 24 пехотные и 3 танковые дивизии мирного времени, в 1936-1937 гг. – 66 соединений, в т.ч. 36 пехотных, 21 ландверных и 3 танковые дивизии мирного времени, и в 1937-1938 гг. – 71 соединение, в т.ч. 32 пехотных, 8 резервных, 21 ландверных, 4 моторизованные и 3 танковые дивизии,1 легкая моторизованная бригада мирного времени.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Планируете ли Вы принять участие в голосовании на выборах Президента России?
Поддерживаете ли Вы возвращение памятника Дзержинскому Ф.Э. на Лубянскую площадь в Москве?
71.8% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть