Заявления руководства Израиля о возможной полной блокаде сектора Газа неизбежно приведет к возникновению значительных военно-политических рисков, которые гарантированно скажутся на транспортно-логистических возможностях ряда акваторий Средиземного моря. В случае эскалации конфликта и вовлечения в него третьих стран (в частности, Египта), в рисковую зону попадет и Суэцкий канал, имеющий сегодня статус главной мировой транзитной магистрали. Присутствие военно-морского флота США в восточной акватории Средиземного моря, потенциальные военные угрозы транспортным операциям – факторы, ведущие к повышению ставок фрахта используемых судов и, как следствие, повышение итоговой себестоимости перевозимой продукции, а также снижение ее конкурентоспособности на мировых товарных рынках.
Трасса Севморпути (СМП), изначально расцениваемая многими экспертами как исключительно российская, – для вывоза углеводородов, продукции минерально-сырьевого комплекса с месторождений, находящихся на отечественной территории – в современных макроэкономических условиях приобретает важнейший транзитный потенциал. И тому есть осязаемые подтверждения.
Так, недавно контейнеровоз New New Polar Bear – первое международное судно в новейшей истории государства, которое прошло по Северному морскому пути. Маршрут следования: Петербург – Шанхай – Петербург. Можно сколько угодно политизировать российские арктические проекты, но зарубежный бизнес невозможно заставить делать то, чего он не хочет. Та самая невидимая рука рынка, о которой говорил еще известный классик политэкономии Адам Смит, все расставляет по местам.
Преимущества использования СМП в этой связи очевидна. Значительное сокращение сроков транспортировки грузов, безопасность и защита от пиратских нападений, а также вероятная экономия расходов на транспортировку грузов – однозначно формируют сильные конкурентные преимущества использования трассы СМП.
Наряду с этим, есть и ряд рисков, с которыми может столкнуться РФ в свете активизации внимания к использованию Севморпути. Для России важной составляющей юридического статуса Арктики является правовой режим национальной транспортной коммуникации: Российская Федерация считает, что акватория СМП представляет собой российские территориальные воды, что идет вразрез с позицией ряда государств. И, в этом смысле, Россия может столкнуться давлением, связанным с попытками интернационализации СМП.
В арктической зоне существует немало правовых разногласий по территориальным вопросам и правовой статус морских арктических акваторий уже имеет значительную историю в разных странах. Ярким примером является юридический спор о статусе Северо-западного прохода (СЗП), который представляет собой сеть из нескольких морских маршрутов через Канадский Арктический архипелаг, насчитывающий около 19 тысяч островов, множество скал и рифов. По мнению экспертов, юридический спор о статусе СЗП не ставит под сомнение его принадлежность Канаде: этот морской путь огибает тысячи бесспорно канадских островов. Суть проблемы в другом — США на протяжении долгого времени считают, что проход отвечает правовым критериям международного пролива, поскольку соединяет две части открытого моря (Северный Ледовитый и Атлантический океаны) и используется для международного судоходства. С этой точки зрения водный путь считается канадской территорией, но иностранные суда имеют право транзитного прохода через него.
Канада же настаивает на том, что проход относится к внутренним водам и имеет тот же юридический статус, что и внутренние водные акватории (например, река Оттава или озеро Виннипег). Соответственно, иностранные суда обязаны запрашивать разрешение на вход в эти воды и на всем протяжении пути находиться в юрисдикции Канады. Однако за последний век Канада несколько раз меняла свою юридическую позицию, что давало повод обвинять канадские власти в непоследовательности и ослабляло аргументы страны в данном споре.
Примечательно, что юридическая позиция России в отношении СМП идентична той, которую заняла Канада в отношении СЗП. Соединенные Штаты выступают против претензий и заявлений России о том, что ключевые части СМП представляют собой ее территориальные воды. В 1985 году Советский Союз выразил поддержку юридической позиции Канады, когда США отправили ледокол через СЗП. Признание Канадой претензий СССР на СМП значительно усилило бы юридические позиции обеих стран, однако во времена «холодной войны» Канада никак не могла поддержать Советский Союз в споре с Соединенными Штатами.
В любом случае, для Российской Федерации, последовательно отстаивающей свои интересы в отношении использования СМП, морские транспортные услуги могут превратиться в крупнейшую после нефтегазового сырья статью экспорта АЗРФ. При грамотной стратегии участия в международных арктических проектах, Россия, позиционируя себя в качестве евразийского морского транспортного государства, сможет получить крупный источник доходов. К тому же, она будет в значительной мере застрахована от рисков, связанных с перспективой ухудшения конъюнктуры цен на мировых рынках углеводородов. Важно помнить, что всемерная реализация транспортно-транзитного потенциала Северного морского пути обладает мощными мультипликативными и комплексоформирующими эффектами.
Для эффективной эксплуатации СМП необходимо продолжить решение ряда вопросов. Необходимы развитие единой система управления, контроль ледовой проводки судов, совершенствование законодательства в части госрегулирования и торгового мореплавания по трассам СМП. Нужна современная инфраструктура, обеспечивающая безопасные условия плавания в арктических морях, – гидрографическое обеспечение и ледокольное сопровождение. Очевидно, что в решении данного вопроса необходимы государственная поддержка, эффективная международная кооперация с дружественными странами и всемерная консолидация политических и экономических ресурсов.
Алексей Фадеев, доктор экономических наук, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, профессор Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, специально для Telegram-канала СМП.
Комментарии читателей (0):