В нашем инфополе довольно часто встречается чуть ли не синофобия, т.е. боязнь и недоверие к Китаю. Такое ощущение, что ряд экспертов до сих пор живут во временах конфликта на о. Даманский и верят, что Китай вот-вот уже завтра заберёт у России Сибирь и Дальний Восток. Хотя по факту Поднебесная имеет колоссальные проблемы с демографией. И абсолютно все прогнозные модели численности населения показывают её катастрофическое снижение.
Регулярно можно услышать мнение о том, что Москва, дескать, попала к Пекину "на крючок". Хотя ещё вчера тех же самых людей ни секунды не смущала тотальная зависимость от Запада. Даже, казалось, идентичные процессы трактуются прямо противоположно. "Газпром" потерял газовый рынок Европы - кошмар и ужас, русский газ никому больше не нужен. "Газпром" увеличивает поставки "голубого топлива" по "Силе Сибири" в КНР - задарма продаём свои природные богатства. Почему так? В одну сторону "сотрудничество с партнёрами", а в другую "попадание в зависимость".
Цены - это и вовсе отдельная статья манипуляций. Ранее я данный вопрос разбирал более подробно. Не так давно снова был аналогичный вброс. Reuters выпустил материал следующего содержания: "в 2023 году Китай сэкономил 4,34 млрд долларов за счёт импорта российской нефти". Мол, санкции, дисконты, профит. Во-первых, данные китайской таможни (график ниже) показывают, что разница с той же Brent если и есть, то минимальная. А во-вторых, господа, вы по какой методологии снова считали? Сравнивали тёплое с мягким, т.е. поставки по трубе по долгосрочным контрактам (а мы довольно много поставляем в Китай по нефтепроводу ВСТО) и спотовые цены?
Вся эта "неполживая" аналитика существует лишь с одной целью - вселить мысль, что Россию, дескать, "прогнули". Скидки раздаёт направо и налево, доходов лишается. Это типично западный подход, т.к. именно они всю историю под себя "прогибали" и эксплуатировали. И даже представить себе, видимо, не могут, что сотрудничество может строиться на базисе взаимной выгоды и уважения к интересам друг друга.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 20.10.23 В китайском Сямэне обсуждают перспективы низкоуглеродной энергетики
- 20.10.23 Россия, Китай и КНДР расширяют координацию совместных действий
- 20.10.23 Минпромторг РФ рекомендовал закупать чиновникам автомобили шести марок
- 19.10.23 Си Цзиньпин принял в Пекине главу Нового банка развития БРИКС Дилму Русефф
Ещё один объект манипуляции - это "Сила Сибири - 2". Якобы контракта нет и нет, т.к. коварные китайцы пытаются выбить выгодные для себя условия. Ну и в чём тут проблема? Переговоры ведутся, позиции сторон прорабатываются. Разумеется, Китай хочет более комфортные для себя условия, мы, видимо, не соглашаемся и предлагаем свои. Это нормальный процесс, который как раз показывает, что Москва не намерена продавать газ задарма. Не получится договориться - проект будет закрыт, никаких проблем.
Именно так и работает многополярность, а не диктатура "гегемона", где успех сотрудничества возможен только при одобрении "сверху". Более подробный расклад по "Силе Сибири - 2" я давал здесь, сразу предупредив, что спекуляции на данной теме не заставят себя долго ждать. При этом, убеждён, что, появись контракт, сразу бы заговорили про "попадание в зависимость", "разворот трубы" и т.п.
Тем временем, по иным направлениям в нашем сотрудничестве с Китаем происходят, действительно, тектоническое сдвиги. Так, в ходе визита Владимира Путина в КНР была достигнута договорённость о поставках из России 70 млн тонн зерновых, зернобобовых и масличных на сумму свыше 2,5 трлн рублей (25,7 млрд долларов) в ближайшие 12 лет.
Почему это важно. Дело в том, что, несмотря на то, что Китай - крупнейший импортёр пшеницы, а Россия - главный её мировой экспортёр, до текущего момента в вопросе зерна наши страны почти не пересекались. Да, по другой номенклатуре АПК рост шёл. Совокупно в 2022 году +15% (в основном за счёт даров моря), и отдельно по пшенице +78% (но с крайне низкой базы). Тем не менее, главными поставщиками для Поднебесной были Австралия (чуть менее 60%), Канада (18%), США (8%).
Ещё одним экспортёром была, кстати, Украина, которая в последние годы поставляла в КНР около 6-7 тонн зерновых в год. Таким образом, Россия теперь по сути замещает выпавшие объёмы "незалежной". К слову, ранее на нашу страну приходилось лишь 0,5% от всех иностранных закупок Китая.
Причин тому несколько. Исторический момент - в связи с ухудшением отношений с СССР и разворота к США в 1976 году Китай ввёл запрет на импорт советской пшеницы, который полностью снят был только в 2015 году. Бюрократические проволочки - довольно специфические фитосанитарные требования КНР. Ну и, наконец, самое главное - логистика. Неразвитость ж/д коридора и проблемы с морским транспортом ставили Россию в менее выгодное положение перед основными вышеперечисленными поставщиками пшеницы в Китай.
В 2022 году стороны начали работать над созданием т.н. "Нового сухопутного зернового коридора". Были достигнуты договорённости о модернизации инфраструктуры, а также создании специализированного сухопутного зернового парка контейнеров для перевозки. В рамках данного процесса в сентябре прошлого года уже заработал самый крупный объект зерновой логистики в России - Забайкальский зерновой терминал мощностью 8 млн тонн продукции в год. Кроме того, в ноябре было открыто ж/д сообщение по посту через Амур. На карте ниже можно обратить внимание насколько сильно это упрощает логистику.
Таким образом, сухопутный зерновой коридор Россия - Китай откроет доступ зерну из профицитных сибирских регионов на китайский рынок, который десятилетиями был для нас закрыт. Что, кстати говоря, всегда вызывало массу недоумения. Почему это выгодно России, думаю, объяснять не надо.
За 2023-2024 сельскохозяйственный год Россия вновь готовится занять первое место по экспорту пшеницы с долей в 22,5%. Обогнав весь Евросоюз и, например, Канаду, которая долгое время была в данном вопросе лидером. Так что новые надежные рынки сбыта нам уж точно не помешают.
Китаю же нужно гарантировать свою продовольственную безопасность в случае геополитического обострения. Морская логистика при желании может быть довольно легко перекрыта. Поэтому сухопутный коридор с Россией КНР на самом деле нужен даже больше, чем нам. Равно как и нефте- и газопроводы, которые не по дну моря пролегают, а располагаются под землей на территории наших государств.
Комментарии читателей (0):