Премьер-министр Армении Никол Пашинян продолжает сериал антироссийских выпадов. Первая серия завершилась его громким заявлением итальянской газете La Repubblica, в котором он отметил, что «Армения допустил стратегическую ошибку, оказавшись в зависимости в обеспечении безопасности «от одного центра». Так был обозначен курс на диверсификацию архитектуры безопасности страны, с чем связывался второй тезис Пашиняна, согласно которому «Россия отдаляется от Кавказа». Из этого вытекало, что интересы России на Кавказе якобы связаны только с Арменией и утрата позиций в этой стране лишает ее возможностипроводить широкую маневренную политику в регионе, влиять на ход событий. Это был откровенный геополитический шантаж России со стороны Армении, но проводимый на уровне местечковых представлений Еревана об интересах и задачах Москвы в регионе. Тем не менее, именно таким способом обозначая дрейф на Запад, Пашинян пытается превратить Армению в эпицентр регионального противостояния России с Западом.
Вторая серия его выпадов начинается с выступления в Страсбурге, в Европарламенте, в котором он обвинил союзников Армении (читай Россию – ред.) в попытке свергнуть власть в стране. Но вводимые Пашиняном новые тезисы нуждаются в разборке. По его словам, демократия в Армении получала и продолжает получать серьезные удары по одному и тому же сценарию. Сначала следует внешняя агрессия, потом бездействие союзников Армении, а потом попытки использовать военную или гуманитарную ситуацию для свержения власти в стране. «Это проявляется в гибридных технологиях, провоцировании внутренних беспорядков, направляемых внешними силами, — говори Пашинян. - После 2020 года подобные события происходили несколько раз, крупнейшим из которых было нападение на Армению со стороны Азербайджана в сентябре 2022 года, в результате чего была оккупирована суверенная территория Армении». Подобные события, по его словам, произошли и недавно, «в период, когда сто тысяч армян бежали из Нагорного Карабаха в Армению, наши союзники в сфере безопасности не только не помогали нам, но и делали публичные призывы к смене власти, свержению демократического руководства в Армении».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Первое: мы не выявили ни одного публичного официального заявления Москвы с призывом к «свержению власти в Ереване». Второе: Пашинян выстраивает сценарий «заговора», который якобы готовили и осуществляли Москва и Баку «в кооперации друг с другом». Если все так, то это опровергает тезис Пашиняна об утрате Москвой влияния в регионе, но как бы подтверждает его суждения, что «авторитарные Баку и Москва стремятся свергнуть власть в демократическом Ереване». В ответ, по Пашиняну, «народ Армении объединился ради суверенитета, независимости и демократии и «очередной заговор» провалился».
Но в действительности все выглядит иначе. После поражения Армении во второй карабахской войне устранение Пашиняна от власти в Ереване могло стать объективной реальностью. В республике существовали достаточно конкурентные политики и внутренние силы, способные осуществить переворот. В принципе при желании Москва могла бы разыграть такую «карту». В Армении разразился острый политический кризис, Пашиняна обвинили в предательстве, были заявления о необходимости проведения внеочередных парламентских выборов и формировании правительства «национального согласия». Однако за Пашиняна вступился президент России Владимир Путин. По его словам, «обвинения в его адрес о каком-то предательстве не имеют под собой никаких оснований». Другое дело, правильно ли действовал Пашинян по ходу войны. По словам Путина, «это другой вопрос».
В то же время и Баку не был заинтересован в свержении Пашиняна. Президент Азербайджана Ильхам Алиев понимает, что подписать устойчивый мирный договор, закрепляющий итоги карабахской войны, может только Пашинян, и что если его свергнут, то к власти в Армении придут силы реванша. Поэтому если на теоретическом уровне рассуждать о кооперации действий Москвы и Баку, то они, правда, возможно, с разными целями, ориентируются на сохранение политической стабильности в Армении.
Алиеву в этом смысле проще, ведь победителей не судят — он решил историческую задачу, возвратив под свой контроль ранее утраченные районы. В то же время он заявлял, что согласен с тем, что во всем виновен не только Пашинян. Но одними словами и заявлениями тут не поможешь. Чем-то компенсировать поражение Армении в войне, в утрате Нагорного Карабаха способен только Азербайджан и только потом уже — Россия. Но Баку продолжает давление. Недавно издание Politico писало, что Азербайджан может готовиться к военному вторжению в Армению с целью открыть «Зангезурский коридор», который воссоединит Нахичевань с остальными территориями азербайджанского государства. Но Алиев в интервью журналистам заявил, что он обещал вернуться в Зангезур, и азербайджанцы обязательно туда вернутся, но «не на танках, а на легковых гражданских автомобилях». Означает ли это, что Баку планирует использовать так называемый «Зангезурский коридор» как коммуникационную возможность проезда через территорию Армении в Нахичевань или это намек на нечто иное, связанное с перспективами армянской государственности вообще? Ясности тут пока нет.
Но армяне полны тяжелых предчувствий. Периодически то вспыхивают, то затихают протестные митинги с требованием отставки Пашиняна. В Ереване многие понимают, к чему может привести ухудшении отношений с Россией, подозревают, что Пашинян может сдать и армянские земли в Сюнике (Зангезур) на юге страны, что, в свою очередь, сохраняет в республике ситуацию кризиса. В сложившихся условиях Пашинян пытается возложить ответственность за все поражения на Россию, вписаться в господствующий на Западе антироссийский тренд, найти там новых союзников. Не исключено, что скоро выяснится, что Россия виновата еще во множестве других смертных «армянских грехах». Но такая дорожка очень скользкая.
Комментарии читателей (0):