Центральная Азия: конкуренция или сотрудничество?

15 октября 2023  17:12 Отправить по email
Печать

Конфликт Запада и России, а также деградация системы международных отношений дали странам Центральной Азии шанс переосмыслить свою роль в мире, выстроить новые взаимоотношения друг с другом и подтолкнуть экономическое развитие региона. О конкуренции, сотрудничестве, а также взаимосвязанности государств региона с Россией пишет эксперт по Центральной Азии Григорий Михайлов в статье для Валдайского клуба.

После начала российской спецоперации на Украине США, ЕС, Великобритания, Япония, Канада и ряд других стран начали кампанию по экономическому давлению на Россию. Санкционные ограничения затронули многие сферы, включая торговлю, финансы, транспорт. Сбои в цепочках поставок, финансовые ограничения и заморозка активов привели к значительному росту транзита грузов в Россию через Турцию, Кавказ и страны Центральной Азии.

Через Казахстан, Узбекистан и Киргизию в Россию поступают товары из ЕС, Китая, США, Южной Кореи и иных стран. С марта 2022 года в Центральную Азию отправились договариваться о сотрудничестве тысячи российских бизнесменов, представителей предприятий и компаний. Деловая активность в регионе выросла многократно – в кофейнях Астаны, Бишкека и Ташкента регулярно идут переговоры о поставках авиационных двигателей, электроники, станков, продукции двойного назначения… Чем «горячее» товар, тем выше наценка. В некоторых случаях она достигает 250–300 процентов. В крайне прибыльном бизнесе участвуют десятки тысяч человек, включая представителей наиболее влиятельных местных семейств.

Предприимчивые бизнесмены Центральной Азии и их заказчики из РФ сориентировались быстро – уже через две недели первые контейнеры с санкционными грузами отправились в Россию. Активность центральноазиатских перевозчиков ослабляла эффект от введённых США и ЕС санкций против России. Стало понятно – задушить экономику РФ не получится, если санкционные грузы и далее будут тысячами тонн закупаться жителями Центральной Азии и доставляться в Россию.

Западные дипломаты начали обивать пороги кабинетов высокопоставленных чиновников и силовиков, требуя перекрыть транзит в Россию. Местные СМИ на деньги США провели информационную кампанию, убеждая граждан в необходимости остановить поток грузов. Попытки США заставить местные элиты остановить поставки столкнулись с фактическим саботажем. Чиновники болеют, переговоры откладываются, американцам и европейцам в качестве условий прекращения транзита в Россию выставляются заведомо невыполнимые требования.

Впрочем, давление Запада нельзя назвать абсолютно неэффективным. Активность посланцев и нанятых ими лоббистов нервирует среди местных чиновников и бизнесменов. Представители США, Великобритании, ЕС угрожают внести страны, а также политиков и связанные с ними компании, в санкционные списки. Неприятным обстоятельством стали и участившиеся отказы в выдаче виз в США близким родственникам местных высокопоставленных чиновников, чего ранее не практиковалось. Пытаясь снизить возможный ущерб, элиты за последние 1,5 года перевели часть средств из западных банков в Арабские Эмираты и страны Юго-Восточной Азии, но полностью от зависимости не избавились.

«Санкционной дубинкой» США в Центральной Азии предпочитают не размахивать. За год под ограничения попали лишь несколько компаний. Никого из крупных местных игроков ограничения не коснулись. Вашингтон опасается, что более радикальные меры могут привести к ожесточению местных элит и сокращению западного влияния в регионе.

Публично власти стран Центральной Азии с США стараются не конфликтовать. Чиновники регулярно сообщают, что полностью выполняют все санкционные требования США и ЕС, после чего в СМИ и соцсетях звучат крики «всё пропало». На практике грузы продолжают идти в Россию. Эта несговорчивость объясняется сугубо прагматичным соображением – стремлением заработать. Среди элит стран региона под влиянием стереотипов, а также внутренней и внешней пропаганды сложилось впечатление, что дела у России идут не слишком хорошо. Лишь в последние месяцы оценки перспектив России стали меняться к лучшему. Причинами стали провал наступления ВСУ, попытки Вашингтона закулисно вести переговоры с Москвой, а также данные об устойчивости российской экономики.

В августе-сентябре 2023 года в Центральной Азии начался процесс осознания, что вся военная помощь, собранная Западом за полтора года, не помогла Украине одержать победу над Россией. И вероятно, уже никогда не поможет.

Новая индустриализация

Изменения коснулись не только реэкспорта, но и производства товаров в регионе. Один из самых ярких примеров – лёгкая промышленность. После ухода из России западных компаний освободившуюся нишу начинают занимать производители текстиля из Центральной Азии. К тому же после ограничения на платежи в валюте в регион перенесли производство и ряд российских компаний – здесь можно платить рублями.

Лёгкая промышленность Киргизии в последние полтора года переживает бум. Разворачиваются новые цеха по пошиву одежды. В стране дефицит квалифицированных швей. Сложилась парадоксальная ситуация – сотни тысяч киргизских мигрантов находятся в России, пока на родине не хватает рабочих рук. Малоизвестный факт: после безуспешного поиска швей внутри страны владельцы частных цехов нашли выход. Они начали масштабный завоз рабочих из-за рубежа. За год в Киргизию приехали свыше 50 тысяч человек, главным образом из Бангладеш и Пакистана. Швеи работают в цехах по 12 часов 6 дней в неделю. Живут там же, на улицы не выходят, с местными не контактируют. Власти Киргизии приезд десятков тысяч мигрантов стараются не афишировать.

Киргизия и до СВО была активным экспортёром текстиля в Россию, но после введения санкций производство выросло сотни раз. Как результат, в 2022 году поставки верхней женской трикотажной одежды из Киргизии в Россию выросли более чем в 200 раз, мужских рубашек – в 146 раз, спортивных костюмов – более чем в 90 раз, постельного белья – в 25 раз. В 2023 году объёмы поставок стали ещё больше. Реиндустриализация наблюдается не только в Киргизии. Масштабные производства с прицелом на Россию, разворачиваются в Казахстане и Узбекистане. В эти страны перенесли часть мощностей крупные западные фирмы, ушедшие из России. Сюда же в поисках дешёвого газа и электричества идут европейские компании. Производство в Центральной Азии развернули или готовятся запустить десятки гигантов, в том числе Samsung, Nestle, Glock.

Российский рынок по-прежнему интересен ушедшим фирмам. Чтобы избежать скандалов, часть из них запускает производство в Центральной Азии под новыми брендами. В основном за право принять инвесторов борются Казахстан и Узбекистан. Бизнесменам обещают минимальное давление со стороны контролирующих структур, налоговые льготы, стабильные поставки электричества и газа по умеренным ценам. В интересах инвесторов некоторые свободные экономические зоны (например СЭЗ «Навои» в Узбекистане) перешли на систему английского права. Киргизия борьбу за инвесторов проигрывает чаще, основная причина – слабая защита иностранного бизнеса в стране.

Новая логистика

Изменение маршрутов грузоперевозок, произошедшее после начала СВО, дало значительный импульс развитию логистической инфраструктуры в Центральной Азии. Резкий рост спроса на грузоперевозки и складские услуги привёл к массовому строительству логистических центров в регионе. Сейчас страны ударными темпами расширяют дороги (железные и автомобильные), улучшают работу пропускных пунктов на границах, привлекают зарубежных специалистов, отлаживают логистику. Масштабные мероприятия требуют серьёзных вложений – чиновники договариваются о финансировании проектов с Китаем, США, Россией, ЕС, странами Ближнего Востока и Турцией. Получается не всегда – интерес к вложениям снижает политическая нестабильность, противоречия между внешними игроками, а также сомнения потенциальных инвесторов в рентабельности ряда предлагаемых проектов.

Наиболее активным внешним игроком, вкладывающим средства в развитие местной инфраструктуры и логистики, остается Китай. В рамках инициативы «Пояс и путь» в Центральной Азии за счёт кредитов КНР реализованы и реализуются десятки проектов. Сейчас Китай начинает менять подход к раздаче денег. КНР беспокоит негатив со стороны стран-должников, которые раньше охотно брали китайские кредиты, но теперь отдавать деньги не могут или не хотят. Создавать условия для конфликта с должниками, да ещё и за свой счёт КНР не хочет. В связи с этим Китай планирует изменить подход к кредитованию, разнообразив формат участия в проектах.

Конкуренция между странами Центральной Азии

Благодаря притоку инвестиций и резкому всплеску объёмов транзита в бюджеты центральноазиатских стран начали поступать дополнительные средства. Это привело не только к росту экономик, но и к усилению конкуренции между государствами региона. Углубляющийся конфликт Запада с Россией и Китаем, а также распад привычной системы международных отношений с доминированием Запада привели к вакууму силы в регионе. Россия занята другими проблемами, США и ЕС не так сильны, как раньше. Старые правила отмирают, новые ещё не сформулированы. Для кого-то геополитический хаос – угроза положению, но для набирающих силу Астаны и Ташкента хаос – это лестница, шанс подняться наверх.

Внутрирегиональную конкуренцию усиливают ощущение нестабильности и растущая конкуренция между внешними игроками. Местные элиты регулярно получают то заманчивые предложения, то мрачные намёки от западных игроков, желающих предотвратить рост влияния Китая и России в Центральной Азии. К примеру, США неоднократно предлагали помощь при решении проблем местных аэропортов и авиакомпаний при условии, что последние не перейдут под контроль российских или китайских компаний. Варианты с передачей стратегических объектов фирмам из Катара или ОАЭ у Вашингтона возражений не вызывали.

Последние полтора года страны региона ощущают себя неуютно – геополитические риски растут, усиливаются внутрирегиональные проблемы, грозящие дестабилизировать ситуацию во всей Центральной Азии. К таковым, в частности, относятся надвигающаяся засуха, износ стратегически важной инфраструктуры, нехватка электричества и газа.

Значительно чаще стали предприниматься попытки внутрирегиональной интеграции. Сформировать единые позиции по ключевым вопросам и совместно отстаивать их в переговорах с внешними игроками было бы выгодно, но мешают накопившиеся противоречия между странами региона. При этом желание преодолевать старые обиды, идти на компромиссы и договариваться пока слишком слабо.

Свежий пример: водная проблема региона и выработка единых тарифов на перевозки для стран Центральной Азии. Решение по обеим темам планировалось принять 14 сентября на встрече глав государств Центральной Азии в Душанбе, однако результата добиться не удалось. Лидеры лишь озвучили друг другу накопившиеся проблемы и претензии. На фоне срывающихся переговоров возник соблазн добиться своего с помощью угроз, давления или силы. Отсюда блокады границ, сбои в поставках электроэнергии и газа, а также рост закупок оружия и усиление вооружённых сил. Пока в Центральной Азии идти на уступки не хочет никто.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть