Для энергетики стран Восточной Европы события февраля 2022 года стали важнейшим за десятилетия событием. Было принято решение резко снизить энергозависимость от российских ресурсов. В результате неожиданный толчок получила возобновляемая энергетика, например, в Чехии. Подробности в материале Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).
В предвоенном 2021 году доля зеленой электроэнергии в Чехии составляла лишь 12%, при этом на солнечную энергию приходилось 3%, а на ветровую и вовсе 1%. Страна была в европейских аутсайдерах в плане ВИЭ, вместе с другими странами региона вроде Венгрии, Словакии и Словении. Во всех этих странах за последние 10 лет было установлено в общей сложности лишь 83 мегаватта (МВт) ветряных турбин. К слову, в странах Западной Европы этот показатель достигается за 2-3 дня.
Но то было в «другой жизни», теперь обстоятельства изменились, и та же Чехия под влиянием обстоятельств задумалась об энергетическом переходе куда с большим энтузиазмом. Например, аналитик организации «Факты об изменении климата» Ян Крчал отметил, что Чехия способна удвоить долю возобновляемой энергии к 2030 году, а доля ВИЭ в национальной энергосистеме достигнет 33%.
На данный момент эта доля составляет около 17%, что существенно выше, чем до начала конфликта на Украине. Однако подавляющее большинство из этих 17% приходится на биомассу.
Но, по данным того же исследования, именно солнечная и ветровая энергия должны внести наибольший вклад в увеличение доли возобновляемых источников в Чехии. К 2030 году в стране необходимо построено около 15,3 ГВт мощностей фотоэлектрических солнечных панелей и 2 ГВт мощностей ветряных турбин. В данный момент эти цифры составляют 2 ГВт и 340 МВт соответственно.
Власти уже приступили к выполнению плана. Министр окружающей среды заявил, что на реформирование энергетики уже выделено почти 30 млрд евро, а на новые солнечные электростанции и ветряные турбины будет направлено более 8 млрд евро с 2023 по 2030 годы. Министр окружающей среды Петр Хладик также отметил, что постепенно снижается использование угля. Надо отметить, что отказ от угля в странах Восточной Европы встречает большое сопротивление со стороны шахтеров и работников отрасли, которые не слишком верят обещаниям о компенсациях и в той же Болгарии в конце сентября массово стали перекрывать крупнейшие автомагистрали в знак протеста.
Что касается Чехии, то вывод из эксплуатации угольных электростанций почти наверняка спровоцирует зависимость от импорта. Так что к этому моменту необходимо совершить скачок в «зеленом» направлении.
А ведь к этому скачку Чехия была готова еще в 2009 году, по крайней мере на словах. Тогда она была одним из первых энтузиастов солнечной энергии, правда, потом разговоры сошли на нет. Но Петр Хладик считает, что пора переходить от слов к делу, к тому же «у нас есть для этого ресурсы», уверен министр.
Солнечных ресурсов и правда хватает. В апреле 2023 года их даже неожиданно вдруг было слишком много, когда государственная CEPS впервые была вынуждена отключить от сети сотни солнечных электростанций. В Чехии стояла хорошая погода, поэтому энергии было выработано столько, что ее стало элементарно некуда девать. В связи с чем возникает вопрос: будет ли успевать Чехия развивать свои аккумулирующие мощности наравне с солнечными?
Пока же мы видим, что солнечный бум в стране набирает обороты. Власти стараются ему способствовать и упростили приобретение солнечных электростанций для установок на крыше, также упростили процесс получения разрешений на производство энергии ветра. В планах привлечь больше участников на рынок ВИЭ и активно внедрять интеллектуальные решения.
По амбициозным европейским планам к 2030 году в Евросоюзе 42,5% должно приходиться на возобновляемые источники. По крайней мере, об этом несколько месяцев назад договорились государства-члены и Европейский парламент. В более отдаленных планах – достижение углеродной нейтральности к 2050 году. И похоже, что Чехия намерена серьезно помочь этим планам воплотиться в жизнь.
Комментарии читателей (0):