Собянин жёстко прошёлся по любителям «поворота на Восток»

Произошла ли переориентация России на Восток? И была ли она нужна в принципе?
2 октября 2023  21:26 Отправить по email
Печать

На минувшей деловой неделе прошёл Московский финансовый форум, в ходе которого прозвучало много важного и интересного. И особенно со стороны представителей финансово-экономического блока. Разберу основные тезисы в ряде публикаций. Настоящий материал посвящен дискуссии между помощником президента Максимом Орешкиным и мэром Москвы Сергеем Собяниным. Основной вопрос – случилась ли переориентация России на Восток и нужна ли она в принципе?

Максим Орешкин:

«Ну вот смотрите, если бы мы были в прошлой жизни, то сейчас бы мы тут сидели бы, обсуждали, что немецкая экономика вошла в рецессию. И как это плохо для нас. Что Америка не может справиться с нестабильностью финансового сектора. Как там опять резко выросли процентные ставки, десятилетние, которые к 5% уже приближаются.

На самом деле то, что сделано за последние полтора года - это очень большая структурная реформа по переключению российской экономики, её ориентации с больной части глобальной экономики на здоровую. Нам теперь гораздо важнее, что темп роста экономики Китая ускорился во II квартале до 6,5%, темп роста экономики Индии – 7,8%. Что на рынках наших основных товаров складывается дефицит, который толкает цены вверх.

Это на самом деле очень структурная реформа, которая произошла, и ещё продолжает происходить. Она очень болезненная была. Это переориентация систем логистики, платежей и всего остального. Но то, что мы переориентировались на здоровую часть глобальной экономики, позволяет нам быть устойчивее и решать все те задачи, которые нам нужно сейчас решать».

Сергей Собянин:

«Одним из главных уроков, который мы должны извлечь – что мы не должны уповать на глобализацию. Не только мы уже понимаем эту историю. Но даже те апологеты глобализации, которые об этом долго и упорно нам рассказывали, теперь стаскивают в свои страны ключевые технологии. Это касается и Европы, и Америки, и Китая. Все они начали понимать, что глобализация и открытие рынка приведёт в конечном итоге к усилению их конкурентов. Для себя, пожалуйста. А вот для других - нет.

Мы с вами жили достаточно долгое время в условиях открытой экономики, и это замечательно. Но при этом ещё и открытых границ, по большому счёту. Не секрет же, что в России собственных рынков достаточно мало, и российские производители высокотехнологичной продукции в основном работают на собственном рынке, и в лучшем случае рынке СНГ. И естественно, что они, по сути дела, не являются конкурентами для производителей, которые работают на всём мировом рынке.

И, собственно, санкции-то, на чём основывались? На том, что мы сами не производим, не создаём ключевые технологии, не в состоянии это сделать в области фармацевтики, пищевой, даже сельского хозяйства. Не говоря уже о более сложных историях, связанных с микроэлектроникой и так далее.

Так вот сегодня, когда мы планируем свои экономику развития будущего, и региональную, и федеральную, мы должны понимать, что, выжив в условиях санкций, мы что сделали? Переключились с европейских рынков на восточные. Но восточные рынки ещё более жёсткие. И сегодня мы сталкиваемся с преференциями восточных стран, которые дают своим производителям демпинг.

И никто нам не хочет дарить технологии. Более того, нам открыто говорят – хотите получить какие-то технологии? Покупайте в целом продукт. А мы говорим, что нам нужны в лучшем случае комплектующие, которые мы в скором времени заменим. Они отвечают – мы это понимаем, поэтому и не собираемся это делать. По крайней мере, не собираемся по нормальным ценам. Вот двойная цена, пожалуйста.

С нами идёт серьёзная война, экономическая война. И когда мы планируем свои инвестиции, государственные инвестиции, государственную поддержку, мы должны понимать, что никакой сверхэффективной истории мы там не получим. Мы должны заниматься государственной поддержкой ключевых отраслей».

Итак, начнем с Орешкина. Первый тезис – мы перестали смотреть на Запад и переориентировались «с больной части мировой экономики на здоровую». Действительно, так оно и есть. С одной стороны, Запад вообще перестал нас волновать и оказывать влияние. А с другой стороны, почему тогда Центробанк до сих пор удерживает таргет по инфляции в 4%? Я напомню, этот таргет изобрели в 2015 году и аргументировали в том числе и тем, что в Евросоюзе – 2%, а у нас тогда пусть будет 4%. Ведь наши экономики очень сильно взаимосвязаны. Так если мы всё-таки переориентировались на Азию, как говорят с высоких трибун, то и таргет тоже нужно менять.

Далее Орешкин говорит, что экономика в Китае во втором квартале выросла более, чем на 6%, а в Индии – на 7,8%. И в Азии имеется дефицит наших основных экспортных товаров. Но что это за товары? Думаю, всем очевидно, что в первую очередь речь идёт об энергоносителях – нефти и газе. Помимо этого удобрения, продукты питания, частично металлургия (хотя тут особая ситуация), продукция лесопромышленного комплекса и т.д. В общем либо сырье, либо товары низкого передела.

Да, действительно, переориентация именно этой части (т.е. не технологичной, и имеющей во многом сырьевую направленность) с Запада на Восток состоялась довольно безболезненно. Но что на это отвечает Сергей Собянин? «Хватит играть в глобализацию». И тут он подразумевает не просто установление некоего единого миропорядка под англосаксонским влиянием, но и вообще процесс открытости границ как таковой. Вне зависимости с кем – Европой, Соединёнными Штатами или Китаем.

Так как открытость границ даже с дружественными странами ничего хорошего не даст. Всё равно их усилия будут нацелены в первую очередь на то, чтобы развивать собственную экономику, не делиться технологиями и экспортировать свою высокотехнологичную продукцию в другие страны, в том числе и в Россию. Не какие-то отдельные части или компоненты. А именно полную продукцию, которая обладает высокой добавленной стоимостью.

И Собянин очень чётко говорит, что «никто конкретными технологиями делиться не будет». А если и будет, то в 2-3 раза дороже. И тут мэр Москвы, в отличие от других деятелей, буквально каждый день сам сталкивается с реальным импортозамещением, и с тем, что происходит непосредственно «на земле».

Кстати, когда он говорил про отдельные технологии и компоненты, я уверен, что в первую очередь имелся ввиду автомобиль «Москвич», из которого Собянин хочет сделать не просто китайскую машину с переклеенным шильдиком, а действительно полностью импортозамещенный российский продукт. Уже стоит конкретная задача по выходу «Москвича» на «технологический суверенитет» к 2027 году. А для этого все основные критические технологии и компоненты должны быть заменены на отечественные.

Просто так взять и развить какие-то компетенции только на собственных силах очень сложно. В Азии же купить их по нормальным ценам не дают. Поэтому недаром Собянин упомянул такой жёсткий термин как «экономическая война», которая ведётся не только со стороны Запада, но и со стороны Востока. И тут даже нет каких-либо претензий к азиатским государствам. Они действуют в своих интересах, и это абсолютно понятно и обоснованно.

Другое дело, что мы уж точно не должны уповать на то, что кто-то придёт и принесёт нам сюда свои технологии. Кроме нас самих никто не поможет. Поэтому Собянин как хозяйственник совершенно правильно говорит, что нам необходимо интенсивно оказывать государственную поддержку. Хотя бы критически важным отраслям. Если мы, действительно, хотим обладать настоящим экономическим суверенитетом, а не быть вассалом. Пусть не Европы, но Азии.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть