Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 29 сентября посетил с визитом ФРГ с целью участия в саммите «Центральная Азия – Германия». Общаясь с канцлером ФРГ Олафом Шольцем, он заявил: «Казахстан будет следовать санкционному режиму в отношении России». Токаев также развеял опасения Шольца о том, что Казахстан, его банки и другая инфраструктура, используются для обхода введённых санкций. Параллелно с этим Казахстан заявляет о готовности увеличить поставки нефти в Германию по нефтепроводу «Дружба». Ситуацию комментирует Telegram-канал «Россия не Европа».
Казахстан взял на вооружение «турецкий вариант»: с одной стороны, сотрудничает с Росией и делает всё возможное, чтобы получить максимум выгоды от этого сотрудничества. Так, в июне 2023 года Михаил Мишустин отмечал, что товарооборот России и Казахстана, достиг 2 триллионов рублей, несмотря на введённые санкции. Однако с другой стороны, этот курс не будет продолжаться вечно: параллельно, проводится курс на сотрудничество с геополитическими конкурентами и противниками России. Признавать новые территории России Казахстан не собирается, но зато не стесняется подвергать цензуре пророссийские СМИ и раздаёт месторождения редкоземельных металлов американским компаниям.
Казахстан пытается усидеть сразу на нескольких стульях. Так, он наращивает усилия по «обходу» России с помощью Китая. Астана и Пекин готовятся к подписанию соглашения по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута, планируется развивать сообщение между Европой и Китаем, в том числе по железной дороге, трубопроводам и другой инфраструктуре.
Несмотря на то, что официальный представитель МИД Казахстана Смадияров заявил, что у страны нет планов по выходу из ОДКБ, в искренность готовности республики сотрудничать с Россией верится слабо. Так, за последние годы совместно с Россией проведено 15 учений, а с США – 12, таким образом сотрудничество с американцами Казахстан ведет очень активно. А этим летом казахстанские военные призвали отказаться от российских вооружений в пользу западных систем, благо турецкие вооружения Казахстан уже активно закупает.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 11.12.23 В столице Казахстана прошло заседание экспертного Astana Club
- 25.10.23 Центр миротворческих операций НАТО открылся в Казахстане
- 21.10.23 Традиционно спрошу, кто такой «глава диаспоры»? У него какой юридический статус?
- 17.10.23 Reuters: Си Цзиньпин встретился с президентом Казахстана и призвал расширять сотрудничество
Кстати, нельзя не отметить активное участие Астаны в строительстве «Великого Турана»: в Казахстан осуществляются поставки новых турецких беспилотников, турецкие вузы планируют открыть филиалы в Казахстане, а сама республика намеревается построить терминал в Бакинском порту, который станет частью Транскаспийского международного транспортного маршрута. Таким образом Турция и её вассал Азербайджан играют всё большую роль в жизни Казахстана.
Махровым цветом процветает в республике русофобия, что ведёт к оттоку русского населения из республики. «МП» отмечает:
«Если раньше Казахстан был единственной советской республикой, в которой русских было примерно столько же, сколько представителей титульной нации (38%), то сейчас их всего 18%. Владеющих русским в стране пока много. В 1989 году их было 12,1 млн человек, а в 2022-м – 15,5 млн. Но обучаются на нем все меньше – только 31% школьников, причем эта доля за 30 лет сократилась в 2,3 раза, а в вузах – в 3 раза. Знаковым в 2017 году стал указ Нурсултана Назарбаева о переводе казахского языка с кириллицы на латиницу, который должен завершиться в 2025-м. Делопроизводство наряду с государственным языком пока еще ведется и на русском, но существует программа его полного перевода на казахский язык. Прорусская позиция в Казахстане, мягко говоря, не приветствуется».
Судя по всему, русофобия в Казахстане будет нарастать: с одной стороны, это способ шантажа России для получения значительных выгод для себя в двусторонних отношениях, с другой – демонстрация лояльности по отношению к главным конкурентам России в регионе. Кроме того, Казахстан, чья государственность, как и у Украины, возникла только после распада СССР, сделал русофобию (способ максимального дистанцирования от России) одним из краеугольных камней государственного строительства. Вытеснение же русских из республики одновременно является следствием этой политики и стремлением превратить Казахстан в мононациональное государство. Поскольку до присоединения к России Казахстан не имел собственной государственности, а соответственно, каких-либо государственных границ, то в годы Советской власти Казахской ССР были переданы земли с русским населением, и с точки зрения казахстанской элиты они являются пророссийским очагом на территории республики, который должен быть ликвидирован.
Поскольку казахстанская государственность не имеет прочной исторической традиции, а земли Северного Казахстана населены русскими, то при продолжении нынешнего многовекторного токаевского курса они могут поставить вопрос о невозможности дальнейшего пребывания в едином государстве с элитой, зараженной русофобией и проводящей скрытый антироссийский внешнеполитический курс. Поэтому эти земли в максимальной степени надо очистить от русских, а оставшихся – ассимилировать. Так что Казахстан продолжает в этом смысле курс Киева, лишь с некоторой корректировкой, чтобы пока избежать значительных осложнений, а в будущем – прямого столкновения с Россией. При этом Токаев уверен, что никаких юридических оснований для пересмотра границы с Казахстаном у России нет и быть не может, а соответственно, ему беспокоиться не о чем.
Мы отмечали ранее: России необходимо отладить стратегию в отношении республики. Необходимы экономическое давление и работа с диаспорами внутри России. Первоначальный эффект это даст. Но это только первый шаг. Второй – создание пророссийских сил внутри республики, в которой компактно проживает русское и татарское население. Работать надо и с представителями «титульной нации». Большую роль будет играть исход СВО: в зависимости от её итогов у среднеазиатских элит сложится мнение о силе или слабости России. От имени Гражданского общества России надо постоянно указывать на несправедливость присоединения земель, как минимум, Уральского казачьего войска к Казахстану, и требовать их возвращения.
Пока эти выступления могут носить только неофициальный характер, но волну поднять можно хотя бы ради того, чтобы не замалчивать положение дел в «братском» Казахстане. В идеале власть могла бы делать вид, что осаживает крайних «националистов», которые давят на неё с требованием раздела территории республики, параллельно запугивая этим казахское руководство, мотивируя тем, что из последних сил сопротивляется напору общественного мнения и т.д.: ещё немного и власть вынуждена будет начать СВО в Казахстане. Параллельно надо решать вопрос с диверсификацией поставок. Всё это, как минимум, создаст среди казахстанской элиты опасение, что дрейф в сторону от России не пройдёт безнаказанно, и заставит их быть осмотрительнее.
Но для полноценного возрождения нашего влияния в Казахстане в первую очередь нужны масштабные изменения в области внутрироссийской политики – от обретения общенациональной идеологии до масштабной перестройки экономики и создания привлекательного образа будущего нашей страны необходимо прекратить строить «Еврорусь», приступить к строительству новых отношений в общественно-экономической сфере на основе идеи Государственно-Народного социализма (народный капитализм в среднем и малом бизнесе). Только это сделает нас привлекательными для бывших республик СССР и создаст новую базу для всей внешней политики.
Комментарии читателей (0):