На высказанную ректором РАНХиГС и поддержанную президентом России идею возрождения Царскосельского лицея поступило немало положительных откликов. Действительно, как хотелось бы, чтобы госслужащие всех рангов в нашей стране были образованными патриотами! Но как этого достичь? И хорошо ли, чтобы эти будущие государственные служащие были патриотами в том смысле этого понятия, которое закладывает в него нынешняя российская власть, то есть любили не столько Родину (хотя её, конечно, обязательно), сколько существующий государственный строй, конкретный политический режим и его лидеров?
В моём понимании, речь идёт об очередной попытке подменить существо проблемы правильного воспитания и образования молодежи броской формой с акцентом на «имперскость», на традиции «золотого века», которыми некоторые у нас всё ещё продолжают бредить. А на деле-то, давайте вдумаемся: может ли быть полезным такое особенное, выделенное из общего ряда образовательное учреждение именно для патриотической сплочённости всего российского общества? Да и может ли оно состояться при известном нам общем уровне школьного образования в нашей стране? Мой ответ на оба этих вопроса отрицательный.
Встаёт также вопрос о целесообразности концентрации лучших педагогических кадров именно в сети таких лицеев – понятно, что за условным новым «Царскосельским лицеем» свои лицеи захотят иметь если не все губернаторы, то многие из них. Нет, не вижу я такой целесообразности, если мы хотим идти по пути повышения уровня всего школьного образования, а не его деления, сегрегации. Это как с физической культурой и общедоступным спортом, с одной стороны, и спортом высоких достижений, с другой: видели мы уже и ещё увидим, каких «патриотов» производят элитарность и «высокие достижения»!
Для чего же всё-таки, если называть вещи своими именами, нужны такие лицеи? Они, насколько я понимаю, нужны нашим верхам для того, чтобы укрепить верхний слой нынешнего политического режима. Нужно ли это стране в целом? Сомневаюсь. В течение последних десяти лет эта так называемая «элита» активно укреплялась различного рода конкурсами, отборами, «школами». И что толку? Я его не вижу ни на федеральном, ни на региональном и муниципальном уровнях. Да и сама действующая власть такого укрепления не видит, иначе не боялась бы честных выборов. Так что не возрождение традиций Царскосельского лицея нам нужно, а возвращение – соответственно, конечно, нынешним обстоятельствам – общедоступного качественного бесплатного образования по типу того, что было в СССР в 1960-е годы. Для чего, конечно, и общий уровень культуры, деградировавший за последние полвека, нужно последовательно поднимать.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Краткое отступление в качестве иллюстрации. Внук летом жил у меня в деревне, потом ездил в военно-спортивный лагерь, потом опять у нас пожил. Не сразу, но удалось вернуть его в пространство живой жизни, культуры, трудовых навыков, знаний; его глаза наполнились смыслом. Четыре недели он в школе, и глаза стали пустыми, интерес к знаниям, к тому, чтобы в широком смысле слова учиться, погас. А он учится в одной из лучших школ Москвы! Не в Царскосельском лицее, конечно, но, если бы и в Царскосельском, лучше что ли было бы? Нет, не было бы, потому что он продукт современной российской системы школьного образования, да и всей нашей сегодняшней жизни.
Одним словом, не на «подготовку элиты» акцент надо делать – это всё от лукавого, от Запада, — а на взращивании широкого слоя культурных и образованных граждан. Те из них, кто захочет и сможет, получив высшее образование, составят верхние слои тех, кто в России будет заниматься тем же образованием, культурой, наукой, политикой, инженерным, сельскохозяйственным и военным делом. А остальные будут просто трудиться на благо своего народа и отечества. И все вместе – защищать его от врагов.
P.S. Уверен, что в проекте «Возрождение Царскосельского лицея» велика составляющая воспитания лояльности. Напомню в этой связи, что декабристы Пущин и Кюхельбекер тоже выпускники Лицея.
Комментарии читателей (1):