Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте посетил в среду, 26 марта, Польшу. Он провел переговоры с польским премьер-министром Дональдом Туском, после чего прошла совместная пресс-конференция обоих лидеров. Визит генсека состоялся накануне саммита «коалиции желающих», который сегодня, 27 марта, проходит в Париже. На нём обсуждается формат дальнейшего оказания помощи киевскому режиму. Польша – участник коалиции. Казалось бы, это и должно было стать пунктом номер один переговорной повестки Рютте и Туска. Но в итоге акценты были расставлены иначе.
Правительственное Польское агентство печати вынесло на первые позиции заявления генсека и премьера о том, что Североатлантический альянс обязательно защитить Польшу от «России и Владимира Путина». По словам Рютте, «кто-то просчитается, решив, что может напасть на Польшу без последствий, или нападет на любого другого союзника», это «должно быть ясно Владимиру Владимировичу и всем, кто захочет на нас напасть». Однако Москва сейчас ведет мирные переговоры с Вашингтоном об урегулировании украинского конфликта, что явно не предполагает со стороны России повышение градуса эскалации как в отношении Украины, тем более – Польши. Так кому же отвечал генсек НАТО?
Возможно, украинскому послу в Великобритании, бывшему главкому ВСУ Валерию Залужному. Во время встречи со студентами во Львове генерал раскритиковал «эффективность» статьи 5 Устава НАТО. По словам Залужного, прибалтийские республики «понимают, что пятой статьи нет и никогда не было, это понимает Польша, где время от времени падают и наши ракеты, и российские ракеты, Румыния всё понимает, но молчит». Но решение о применении положения 5 статьи Устава НАТО принимает опять-таки не Россия, а страны-члены альянса. И это в то время, когда, как пишет газета Rzeczpospolita, «европейские страны, от Польши до Германии, рассматривают альтернативы на случай, если президент США Дональд Трамп отменит гарантии безопасности для Старого Света».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Комментируя переговоры генсека и премьера, издание отмечает, что реакция Туска «выдаёт глубокую обеспокоенность переговорной стратегией Трампа». Варшава опасается, что Вашингтон договорится с Москвой поверх голов европейцев, после чего «Украина… де-факто потеряет свою независимость». Польский «национальный интерес», как его формулируют в Варшаве, заключается в «суверенной Украине». Очевидно, что под этим подразумевается лишь смена внешнеполитических покровителей киевского режима, более конкретно – переориентация Киева с Вашингтона на Париж и Лондон. И одно время, после оглашения результатов президентских выборов в США в ноябре прошлого года к поддержке «европейской фракции» в НАТО склонялся сам Рютте.
Но в марте сего года его вызвал в Белый дом Трамп и, судя по всему, потребовал от генсека чётко определиться, на чьей он стороне. Рютте выбор сделал. Будучи в Польше, он сообщил, что «ничто не может заменить американский «ядерный зонтик», главный гарант нашей безопасности», противопоставив США двух европейским ядерным странам, Великобритании и Франции. Генсек уверил, что «мы всё ещё можем доверять американцам», которые «действительно хотят положить конец войне». Говоря об идее создания независимых сил обороны в рамках ЕС, генсек подчеркнул, что он «не до конца верит в европейскую армию». Таким образом, можно сказать, что Рютте передал Варшаве послание: не стоит преждевременно отказываться от гарантий Вашингтона и переходить на сторону франко-британского альянса, это может плохо для неё закончиться.
Правда, пока не вполне ясно, собираются ли США пригрозить Польше не только «кнутом», но и предложить какие-либо «пряники». ЕС, по крайней мере, обещает Варшаве финансово поддержать программу строительства оборонительного «Восточного щита» и, может быть, в будущем поделиться с ней оборонными контрактами в рамках плана «Перевооружение Европы». И это явно больше, чем просто обещания Рютте, даже не Трампа, о готовности НАТО защитить Польшу в случае «критической угрозы».
Комментарии читателей (0):