Президент непризнанной Нагорно-Карабахской республики Самвел Шахраманян подписал указ о роспуске до 1 января 2024 года всех государственных учреждений и организаций, находящиеся в их ведомственном подчинении, и о том, что и «Республика Нагорный Карабах (Арцах) прекращает свое существование». Такое решение назревало логично по ходу развивающихся событий после однодневной военной операции Азербайджана в Нагорном Карабахе.
В более широком смысле многое, но еще не все, было предопределено после поражения Армении во второй карабахской войне, когда в подписанном 9 ноября 2020 года трехстороннем мирном соглашении Россия-Азербайджан-Армения не упоминалось о самоопределении Нагорного Карабаха. Недавно глава МИД России Сергей Лавров на пресс-конференции раскрыл некоторые детали складывающейся тогда ситуации, о чем дипломаты не предпочитали рассуждать публично.
«Еще в 2012 году Россия выступала с предложениями, и в случае их принятия нагорно- карабахская проблема была бы закрыта раз и навсегда. По крайней мере, из того периода появилась концепция отложить статус Карабаха на потом,- говорил Лавров.- Концепция была очень простая: армяне уходят из пяти азербайджанских районов вокруг Карабаха, оставляя за собой два района, которые соединяют Армению с Карабахом, а судьба этих двух районов, а они азербайджанские, никто это не оспаривает, будет определяться в увязке по времени, с определением статуса Карабаха. Вот тогда появилась впервые концепция оставить статус на потом».
Даже после второй карабахской войны, по Лаврову, «тоже говорили о том, что надо как-то политический процесс запустить и было понимание, что статус Карабаха можно отложить на потом». Исходя из этого, Россия сформулировала свой вариант мирного договора. При этом он специально указывал, что «азербайджанская сторона сказала, что практически все она готова поддержать, но вопрос по статусу должен быть дополнительно проработан». Но потом, как говорил президент России Владимир Путин на пленарной сессии Восточного экономического форума, Армения, подписав Пражское соглашение, «по существу, признала суверенитет Азербайджана над Карабахом». Как отметил Путин, «теперь президент Азербайджана Ильхам Алиев прямо говорит о том, что вопрос о статусе Карабаха больше не стоит, он решён». Таким образом, в повестке оставалась только одна проблема: судьба армянского анклава в Нагорном Карабахе.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Возможно, в будущем историки разберутся в причинах таких действий Пашиняна. Сам он объяснял их надуманными аргументами. Мол, Ереван пошел на признание территориальной целостности Азербайджана «из-за бездействия союзников во время обострения на азербайджанской границе», и чтобы «зафиксировать собственный суверенитет и территориальную целостность». В таком контексте возникают вопросы, на которые пока нет ответа.
Есть вопросы и к указу о роспуске всех государственных учреждений и организаций в Нагорном Карабахе, точнее о времени его появления. Он совпал с моментом появления в Баку главы Агентства США по международному развитию (USAID) Саманты Пауэр и главного советника Госдепартамента США по переговорам на Кавказе Луи Боно. Как сообщали американские СМИ, они должны были ознакомиться с текущей ситуацией , сложившейся в результате антитеррористической операции Азербайджана в Карабахском регионе, и продвигать проект по работе в Нагорном Карабахе международной миссии по наблюдению, которая может быть развернута в регионе в контексте последних событий.
Ранее на REX: Республика Нагорный Карабах прекратит существование с 1 января 2024 года
Официальный представитель Госдепартамента США Мэтью Миллер говорил в этой связи, что Азербайджан положительно относится к этой идее и готов организовать «в ближайшее время» даже визит Постоянного координатора ООН в Карабахский регион Азербайджана. Проблема только в том, останутся ли армяне в Нагорном Карабахе к моменту появления там этих миссий, поскольку происходит их массовый исход, хотя Баку заявляет, что их права будут гарантированы в соответствии с законодательством страны и международными обязательствами. Но не одно поколение выросло в атмосфере взаимной ненависти, люди вполне оправданно опасаются этнических чисток
Безусловно, для армян завершение истории Нагорно-Карабахской республики - это огромная травма на ментальном уровне и здесь невольно возникают параллели с сербами, которые не смирились с потерей Косова. Что дальше?
Ранее на REX: Более 65 тыс. армян покинули Нагорный Карабах
Если армяне из Армении только на словах осуждают Пашиняна, то мигранты из Нагорного Карабаха - это потенциальный костяк оппозиции. Исчезает проблема Лачинского коридора. Учитывая, что Баку и Ереван так и не провели демаркацию границ, азербайджанские военные занимают всё новые спорные территории, не относящиеся к Карабаху. На горизонте серьезно замаячила и проблема Сюника (Зангезур). Баку считает его своей территорией, о чем президент Азербайджана Ильхам Алиев говорит открыто. Эксперты полагают, что Баку при определенных условиях и обстоятельствах способен выдвинуть Еревану территориальные претензии в будущем. Но Баку будет дожидаться, как дальше будут выстраиваться отношения Армении с ОДКБ. Теперь Пашинян станет форсировать процесс нормализации отношений с Турцией. Кстати, турецкие СМИ сообщили, что уже состоялся телефонный разговор между главами МИД двух стран. Ликвидация фактора угрозы со стороны Турции может поставить вопрос и о завершении российского военного присутствия в Армении. Наконец, реальным становится подписание мирного договора между Азербайджаном и Арменией, но не в российской редакции.
Одним словом, в Закавказье формируется новая геополитическая реальность. Начинает актуализировать не столько фактор России, сколько Ирана. Его серьезно беспокоит тандем Баку-Анкара, который способен стимулировать сепаратистские настроения на севере Ирана среди азербайджанцев. Так складывается ситуация, когда успех одной из стран региона создаёт огромные геополитические проблемы для другой. Но сейчас Баку и Анкара вряд ли будут повышать ставки, так как им необходимо закрепить достигнутые результаты. Но это все же затишье перед «большой бурей».
Комментарии читателей (1):