Новый экономический курс Евросоюза базируется на столь же новой стратегии экономической безопасности, в основе которой лежит признание России и Китая «угрозами мировому порядку», заявляют авторы NI. Хотя «всего 2,5 года назад ЕС был на грани вступления в силу своего Всеобъемлющего соглашения об инвестициях между ЕС и Китаем».
И это далеко не единственная перемена, случившаяся с Европой за последние годы.
Констатируется, что удельный вес европейского рынка в мировой экономике сократился с 20% в 2001 году до 14,5% в 2023 году. Тогда как экономика Китая выросла с 7 до 19%. Кроме того, ЕС меньше всех тратит на исследования и разработки — всего 2,2% от ВВП ($328 млрд), а США и КНР — 3,45% и 2,4% соответственно. Расходы Китая на НИОКР с начала 2000-х годов вообще выросли в 11 раз, достигнув к 2022 году $439 млрд.
По мнению NI, для снижения рисков в научно-исследовательской деятельности Старому Свету требуется пересмотр всех текущих соглашений о НИОКР между странами ЕС и КНР — якобы это поможет защитить конкурентоспособность Евросоюза.
Издание считает положительным «чёткое соответствие между новой экономической доктриной администрации Байдена и предложениями ЕС по установлению экспортного контроля в отношении конкретных технологий». При этом в Евросоюзе уже введено регулирование прямых иностранных инвестиций (ПИИ), что стало-де «прямым ответом на усиление влияния Китая на европейском рынке с использованием недобросовестной практики и государственных субсидий». И по мнению NI, это отличное решение Брюсселя.
А вот с регулированием исходящих инвестиций дела обстоят куда хуже. «При замедлении темпа роста ПИИ в Китае, в 2022 году инвестиции Евросоюза в китайскую экономику выросли на ошеломляющие 92%», — сетует издание.
В целом, авторы пришли к выводу, что ЕС движется в русле американских установок на русофобию и синофобию. Однако ещё остаются направления, где надо бы закрутить гайки и перекрыть оставшиеся каналы европейско-китайского экономического взаимодействия.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Кстати, в публикации NI почему-то не говорится, что из-за разрыва отношений с Россией европейские капиталы бегут не только в Китай, но и в США. Очевидно, американцам хотелось бы, чтобы они утекали из Европы только лишь к ним. Отсюда — требование контроля исходящих инвестиций из ЕС.
Вопрос о том, будет ли это выгодно самому Евросоюзу, не рассматривается в принципе. И в этом нет ничего удивительного: Европа расплачивается за утрату политической субъектности. Ядро коллективного Запада из англосаксонских стран без зазрения совести готово пожертвовать интересами младшего партнёра ради собственного процветания.
Комментарии читателей (1):