Правительство РФ с 21 сентября ввело ограничения на экспорт бензина и дизтоплива из РФ для стабилизации внутреннего рынка. Ограничение экспорта должно остановить рост цен на бензин и дизтопливо. Свою оценку дали Telegram-каналы.
Интересно, в правительстве знают, что одной из возможных реакций экономики с элементами свободного рынка на подобные решения может оказаться ограничение производства топлива? А не ожидаемый слив всех излишков на отощавший внутренний рынок с неизбежным демпингом. Вообще есть моментальный и гарантированный способ снизить цены на горючее - это опустить акцизы. Но сейчас эта тема табуирована по очевидным причинам.
Решение о временном запрете экспорта дизеля и бензина, конечно интересное. Проблема в том, что мы продаем преимущественно не переработанную нефть. И вот что делать с этим — большой вопрос.
Посмотрим, может быть предупредительный
выстрелзапрет на нефтепродукты заставит одуматься нефтяников. Цены пока ползут вниз, что ожидаемо.
Временная мера грозится стать постоянной, поскольку введена до нормализации положения. Забавно, что власть угодила в собственную ловушку, когда создавала серые схемы продаж в обход санкций, а теперь чем-то недовольна. Властная система всё более нестабильна. Чиновники латают нынешние дыры, не думая о завтрашних, день прошел, да и ладно.
Наконец-то Центром принято кардинальное решение по поводу галопирующего роста и биржевых, и розничных цен на топливо – кабмин ввел временное ограничение на экспорт бензина и дизтоплива из России. В правительстве полагают, что это поможет насытить рынок топлива, что, в свою очередь, позволит снизить цены для потребителей. В Минэнерго, а также ряд федеральных экспертов считают, что такое решение ударит по «серым экспортерам» моторного топлива: перекупщики брали бензин на внутреннем рынке по биржевым ценам и вывозили на продажу за рубеж, создавая нехватку топлива и нездоровый ажиотаж; теперь же им этот «бензиново-денежный краник» перекрывают.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Пока рано говорить, насколько в итоге будет эффективным временный запрет на экспорт нефтепродуктов. Но может хотя бы теперь дальневосточники перестанут нервно усмехаться, глядя на ценники на АЗС. Дизель и бензин на Дальнем Востоке – стабильно самые дорогие в стране.
Решение вполне ожидаемое. Возможность закупать топливные ресурсы по дешёвым ценам на внутреннем рынке и продавать в 2-3 раза дороже на международном урезали. Однако ожидать резких изменений тоже не стоит. Цены пока медленно ползут вниз.
Лучше, конечно, удерживать ограничения до того момента, когда рынок не только насытится, но и цены стабилизируются. Только вот в нефтяном секторе может возникнуть демарш. Издержки как-то нужно будет отбивать. И как бы нефтяники не решили восполнить потерю международных активов за счёт внутренних. В таком случае цены взлетят ещё больше.
Чувствуем, это далеко не последнее ограничение от правительства.
Ограничение на экспорт топлива из РФ введено бессрочно, сообщил замминистра энергетики России Павел Сорокин. Его заявление опубликовала пресс-служба Минэнерго. «Сейчас она [мера] введена бессрочно. Мы рассчитываем на то, что рынок эффект почувствует достаточно быстро, но далее это будет зависеть от насыщения рынка и от результатов», – сказал Сорокин. По его словам, мера «должна дать эффект очень быстро, потому что прекратится вымывание, потому что достаточно ощутимый объем покупался недобросовестными участниками рынка на бирже или на нефтебазах и далее вывозился на экспорт».
Посмотрим, как теперь будут барыжить Румыния и Болгария российской соляркой для украинской техники. Безусловно, нефть они могут покупать, да только продукты её переработки теперь нужны им самим - краник на бензин и дизтопливо из России перекрыт. Так что постановление российского правительства очень правильное и решило важную задачу - обеспечение горючим Украины.
Экономист Михаил Делягин для @nakanuneru
Правительство РФ накануне ввело запрет на экспорт нефтепродуктов из России, чтобы сдержать рост цен на бензин и дизель. Несколькими днями ранее глава "Газпром нефти" Александр Дюков заявил, что заградительные пошлины на экспорт усугубят дефицит топлива в стране. По его словам, можно будет разрешить проблему дефицита топлива только в первое время, а потом положение станет хуже, так как из-за значительного роста платежей в бюджет снизится эффективность нефтеперерабатывающих заводов, что приведёт к падению объёмов переработки.
И такая логика Дюкова выглядит извращенной, потому что, как это так — мы ограничиваем экспорт и в результате внутри страны оказывается меньше нефти, хотя, вроде бы, должно оказаться больше? Но, на самом деле, нужно учитывать, что все это происходит в условиях пресловутого налогового маневра, которым в 2018 году либералы сняли налоговую нагрузку с экспорта сырья, экспорта нефти и переложили на производство бензина внутри страны. То есть обложили переработку для стимулирования вывоза из страны сырой нефти. В результате они сделали нефтеперерабатывающие заводы убыточными, и сейчас убытки нефтеперерабатывающих заводов компенсируются за счет экспорта нефтепродуктов.
Так что Александр Дюков просто игнорирует корень проблемы — это налоговый маневр, который должен быть отменен. И он игнорирует то, что, кроме нефтеперерабатывающих заводов, у нефтяных компаний есть еще, собственно, добыча нефти. Нужно хотя бы сделать так, чтобы нефтяная компания из сверхприбыли, которую она получает за счет экспорта сырой нефти, компенсировала убытки нефтеперерабатывающих заводов.
Заслуженный экономист РФ Сергей Калашников в эфире радиостанции «Говорит Москва» заявил, что подобное решение не стабилизирует стоимость топлива для покупателей в нашей стране.
«Это точно не сработает. Все рассказы о том, что что-то делается ради потребителя, мы все убедились, что это чистой воды сказки. Снижение цен для внутреннего потребителя никогда не являлось мотивирующим фактором для действий правительства. Стабилизировать цены не поможет. Мы всегда торговали на бирже, во всех странах колебания цен на нефтепродукты на бирже вело к колебанию в плане снижения на внутреннем рынке стоимости нефтепродуктов, но кроме России. Здесь и психологический фактор. Предприниматели, которые привыкли получать бешеную прибыль, не хотят пошевелиться ради того, чтобы поставить на внутренний рынок».
Решение на запрет экспорта бензина и дизеля в России может навредить мировым поставкам топлива в преддверии зимы, переживает агентство Bloomberg. В этом году Россия экспортировала дизельное топливо в объеме более миллиона баррелей в сутки, сделав страну самым крупным морским перевозчиком.Выпавшие поставки российского топлива могут негативно сказаться на всей мировой экономике, так как бензин и дизель питают и промышленность, и сельское хозяйство, и строительную сферу
Все это понятно. Непонятно, почему по этому поводу взялось рассуждать американское агентство. Учитывая, что США и Евросоюз ввели эмбарго и потолки цен как на российскую нефть, так и нефтепродукты. А коль скоро они и так сами себе запретили в России энергоресурсы покупать, то чего им волноваться насчет запрет экспорта.
Когда отменят запрет, однозначно сказать невозможно. Некоторые эксперты прогнозируют срок до двух месяцев. Вероятно, за это время правительство хочет успеть ввести системные меры по типу ограничения «серого» экспорта и лицензирования поставок за рубеж. Затягивать с этим явно не стоит, иначе НПЗ могут начать снижение загрузки, что приведет к проблемам с рентабельностью. Скорее всего, Александр Новак затронет эти вопросы на встрече с руководителями нефтяных компаний. Подытожим: запрет на экспорт в моменте позволит решить проблемы. Но его должны сменить стратегические решения.
Сначала надо насытить свой рынок, а потом думать про экспорт. У нас в стране производят вдвое больше нефтепродуктов, чем требуется для внутреннего потребления. Но если львиную долю топлива гнать за кордон ради получения сверхприбылей, конечно, в стране будет дефицит ГСМ, и цены будут расти. Поэтому ограничение экспорта – абсолютно правильное решение, его нужно было давно принимать, а не сидеть и делать вид, что Правительство ничего не может сделать – может и должно! И конечно, пора от авральных мер переходить к системным решениям, к новой модели регулирования топливного рынка, иначе мы будем жить от одного кризиса к другому.
Биржевые цены на бензин в России резко упали после бессрочного запрета правительства на экспорт топлива. В котировки по бензину упали на 10-11%, по дизелю на 14,5%. Если смотреть динамику за неделю, то биржевые цены на бензин на Аи-95 снизились на 21,27%, на Аи-92 - на 19,86%.
Но не ждите, что ценники на АЗС тоже сразу пойдут вниз - сперва продавцам нужно будет компенсировать потери предыдущих недель. А потом уже НПЗ начнут компенсировать потерю экспортных рынков. Но хоть дефицита больше не будет. Не будет же?
С введением запрета российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) вынуждены увеличивать оптовые поставки на биржу, чтобы реализовать не ушедшие на экспорт объемы. На этом фоне оптовые цены на бирже будут снижаться до тех пор, пока не установится баланс спроса и предложения. По некоторым прогнозам, через неделю оптовая стоимость АИ-92 в европейской части России может опуститься до 50 тыс. рублей за тонну. Но эта история касается исключительно опта. С розницей все иначе. У потребителей, увы, пока нет поводов для радости.
Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша уже предупредил, что стоимость бензина «пока не будет снижаться и продолжит расти в пределах инфляции».
Автолюбителям остается ждать, когда к нефтяным компаниям придет «дешевое топливо» (а это случится не завтра), и надеяться на умеренность их аппетитов.
Впрочем, изначально во главу угла ставился вопрос об удовлетворении высокого внутреннего спроса, а не ценовых ожиданий.
Комментарии читателей (0):