В Евлахе завершились переговоры азербайджанской и армянской делегаций по Карабаху. Они продолжались три часа и проходили в закрытом режиме. Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на представителя Степанакерта, какого-либо совместного заявления или соглашения подписано не было.
Это были первые переговоры в формате Баку – Степанакерт за всю историю карабахского конфликта. Такой ход событий был предопределен результатами проведенной Азербайджаном «антитеррористической операции локального характера» против Нагорного Карабаха. То есть, «замирение» Нагорного Карабаха произошло не путем переговоров, к чему ранее призывали Баку и Ереван многие внешние игроки, а посредством силового давления со стороны Баку при дистанцировании от ситуации Еревана. И на сей раз, как во время второй карабахской войны, остановило огонь Нагорном Карабахе вмешательство Москвы. Причем при ее посредничестве и участии проходили переговоры в Евлахе. Это- первое.
Второе. Важное значение приобретало то, как и на каком уровне Баку будет выстраивать диалог со Степанакертом. Ранее он заявлял, что «не намерен вести переговоры с представителями сепаратисткого режима», а исключительно с теми, кто представляет «общественность армян Нагорного Карабаха». В реальности все иначе. Делегацию Азербайджана возглавил депутат Национального собрания страны Рамин Мамедов. Нагорный Карабах в Евлахе представлял не только «житель армянского происхождения Карабахского региона Азербайджана Сергей Мартиросян», как пишут бакинские СМИ, а депутат парламента Нагорного Карабаха, то есть представитель непризнанной Азербайджаном власти. Как ни крути, но Баку оказался вынужденным вступить в стандартный набор взаимоотношений, типичный для сотрудничества с полноправными государствами, хотя непризнание Степанакерта, который существует как «государства де-факто», не дает ему возможности для полноценного участия в диалоге.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Третье. Переговоры в Евлахе активно приветствует Запад, который призывал к диалогу между Баку и Степанакертом. Задача ставилась разделить азербайджано-армянский конфликт на два уровня и ввести проблемы Нагорного Карабах в самостоятельный переговорный формат без участия Армении. Потом добиться подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией при своем посредничестве, нейтрализуя влияние России.
Что же касается переговоров в формате Баку – Степанакерт, то, учитывая отсутствие дипломатической гибкости Баку в отношении армян Нагорного Карабаха, которых не может устраивать статус стать обычными гражданами Азербайджана, то такой диалог должен носить затяжной характер, когда можно менять позицию. Со временем проблема будет выводиться из зоны компетенции только Баку и Степанакерта, нейтрализуя при этом угрозы Баку применить силу за неподчинение.
После состоявшихся переговоров в Евлахе мы видим попытки практической реализации именно такого сценария. Как заявляет представитель президента Азербайджана по особым поручения Эльчин Амирбеков, «сложно ожидать решения всех проблем между армянами Карабаха и Азербайджаном за одну встречу», зато «переговоры в Евлахе могут привести к заключению мирного договора между Азербайджаном и Арменией». В свою очередь представитель Степана керта Давид Бабаян по итогам встречи в Евлахе заявил, что «окончательного соглашения с Баку пока нет, нужно согласовывать детали». Их множество, и Азербайджан еще только разрабатывает пакет мер. Об этом есть намеки, но пока никто не обнародовал план того, что и когда Баку станет предлагает армянам Нагорного Карабаха, кроме озвученных ранее требований. Они будут меняться. Так что новая большая «игра» вокруг Нагорного Карабаха еще только начинается. Но Москва еще не сказала своего последнего слова.
Комментарии читателей (0):