Третья карабахская (арцахская) война завершилась едва только начавшись. Намечены переговоры между Азербайджаном и «представителями армянской общины Карабаха». Без иллюзий. Речь идет фактически о капитуляции непризнанной НКР и интеграции ее остатков в состав Азербайджана на условиях Баку. Это вроде бы не вполне Сербская Краина, но никак не Республика Сербская, эту остановку проехали в 2020 году.
Официальный Ереван принял условия этой капитуляции, окончательно подтвердив свой курс на невмешательство в карабахские дела. Под «миацумом» подведена черта. Декарабахизация армянской политики – подтвержденная реальность. Но делать вид, что она случайна и связана только с одним человеком, не умно, по крайней мере. Этот тренд давно вызревал. И не только геополитически, а внутри Армении.
Несколько слов о геополитике. Выигрыш и бенефиты азербайджано-турецкого тандема очевидны. Но проблема армяно-азербайджанских отношений не закрывается с Карабахом. Есть Сюник, Гехаркуник, эксклавы, проблема демаркации-делимитации границы, т. н. зангезурский то ли коридор, а то ли…. И тут своего слова еще не сказали Иран и Россия. Могут не сказать? Всякое бывает в нашей жизни. Риторический вопрос, что тогда станет с влиянием Тегерана и Москвы в регионе.
И, конечно, фактор России. Есть такие и у нас, и в Армении, кто скажет о поражении Москвы. Формально нет, и последнее слово еще остается. И мирный договор еще не подписан. И... много есть всего. Но повторю мысль беспокойного старика Безбородко о молчащих пушках при нашей воле. Пушки не молчали в сентябре 2023 года... Замирение Карабаха произошло не путем переговоров, а посредством силового давления. И давили, и замиряли не мы. Риторический вопрос, что важнее в реальной политике, юридически грамотная казуистика или крепкие мускулы «на земле»? И в этом контексте запрос на Россию-модератора будет сильно меньше вероятного предложения.
Можно, конечно, встать в позу спесивого барина и сказать, что нам не в чем и не перед кем оправдываться. Можно в тысячный раз кивнуть на пресловутый Запад. Но от объяснений, боюсь, не уйти, как и от разочарований. И нам и нашим потомкам. Даже если мы согласимся с тем, что ожидания и очарования нашего союзника были завышенными, а самооценка не всегда адекватной. Неприятные вопросы, притом с двух сторон, и из Москвы и из Еревана – наше будущее.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 12.11.23 Трагедия карабахских армян: занавес молчания…
- 04.10.23 Встреча Алиева и Пашиняна в Гранаде не состоится
- 04.10.23 Вице-спикер Совфеда Косачёв объяснил, почему слова о том, что Россия предала Армению - подлость
- 23.09.23 Президент Ирана заявил о неприкосновенности государственных границ в регионе
Время – прекрасный лекарь, но даже сегодня мы очень жарко спорим о значении Александропольского мира 1920 года, Московского и Карского договоров 1921 года. Теперь в этом меню появится еще и Карабах – 2023. Когда-то великий русский историк Сергей Соловьев назвал поражение «пробой гения». И потому как бы трудно кому ни было, надо жить дальше и думать о том, как в будущем избегать негативных сценариев. Вряд ли коллективная истерия кому-то когда-то помогала.
Комментарии читателей (0):