Президент России Владимир Путин в ходе встречи с главой МИД КНР Ван И, говоря о ситуации в Нагорном Карабахе, заявил: «Мы в очень тесном контакте со всеми сторонами конфликта – и властями в Ереване, и в Степанакерте, и в Баку. Надеюсь, что мы сможем добиться деэскалации и перевода решения этой проблемы в мирное русло».
В этом заявлении важно то, что Москва контактирует со Степанакертом. Еще один важный момент. Баку заявил, а Степанакерт подтвердил, что в договоренности о прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе указывается, что на 21 сентября намечена встреча в Евлахе представителей Азербайджана и Нагорного Карабаха. Надо полагать, что Нагорный Карабах будет представлять новый глава непризнанной Нагорно-Карабахской Республики Самвел Шахраманян, или лицо, наделенное им специальными полномочиями.
Объективно непризнанный Нагорный Карабах («де-факто» государство), всегда выступал в роли одновременно субъекта и объекта в системе региональных международных отношений. Он балансировал между двумя позициями, находясь в конфликте с «материнским» государством (Азербайджан) и фактически выступая как субъект во взаимоотношениях с Арменией.
Сейчас ситуация трансформируется, но пока еще сохраняется многовариантность статусного решения, которое возможно только на политическом уровне. Тем более, что реинтеграция Нагорного Карабаха в Азербайджан по прямолинейному сценарию может быть сопряжена с очень сложными проблемами. При этом необходимо будет считаться как с другими субъектами международных отношений, так и с региональными геополитическими реалиями в целом. Но многое, если не все, покажут переговоры в Евлахе и то, с кем именно из Нагорного Карабаха и как будет общаться Азербайджан.
Пока, как говорит эксперт аналитического центра Карнеги (организация, признанная иноагентом в РФ) Томас де Ваал, «будущее армян Карабаха в Азербайджане остается неопределенным, поскольку Баку не предлагает им никакой автономии или особых политических прав». По его мнению, сейчас действующим остается фактор российских миротворцев и он может иметь продолжительный характер, а дальнейший ход событий будет определяться Азербайджаном и Россией, но уже без участия Армении. Посмотрим.
Комментарии читателей (0):