Основным событием политической жизни Украины на прошедшей неделе стал старт административной реформы. О необходимости ее проведения украинские политики говорили давно. И вот, в ночь на 10 декабря на официальном сайте президента Украины Виктора Януковича был опубликован подписанный им указ «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти».
Указом, в частности, предусмотрено существенное укрупнение некоторых органов исполнительной власти и сокращение численности госслужащих. Государственные служащие всех рангов пребывают в шоке — такого новогоднего подарка они не ожидали. Многие грустно шутят, что теперь есть все предпосылки не только выполнить, но и перевыполнить и программу «оранжевого» экс-президента Виктора Ющенко «10 шагов навстречу людям на 2005–2009 гг.», и предвыборную программу действующего президента «Украина — для людей» — выйдут в люди, станут «людьми», пополнив ряды безработных.
В высших эшелонах власти уже на лицо серьезные перераспределения полномочий большинства высоких чиновников. Премьер-министр Украины Николай Азаров на брифинге 10 декабря заявил, что основная цель административной реформы — повышение эффективности управления государством. Реформа обеспечит экономию государственных средств и предусматривает на следующем этапе реформирование местных администраций. Заместитель главы администрации президента Ирина Акимова в прямом эфире на телешоу Савика Шустера во время обсуждения прогнозных результатов реформы отметила, что по предварительным оценкам экономия бюджетных средств от сокращения бюрократического аппарата и уменьшение коррупции может составить 1 млдр. грн.
Директор Центра исследований южно-украинского пограничья, кандидат социологических наук, Владимир Коробов считает, что Партия Регионов стремительно теряет популярность, снижаются ее электоральный рейтинг и рейтинг доверия со стороны населения, поэтому и потребовалась оперативная реорганизация системы центральных органов исполнительной власти. «Нужны решительные и популярные меры для того, чтобы остановить этот процесс. Начинать жесткие меры с органов управления — правильный ход, но делается все не очень элегантно», — подчеркнул профессор.
Член президентского совета Национального союза архитекторов Виктор Глеба уверен, что реорганизация системы центральных органов исполнительной власти вызвана бардаком в стране, необходимостью реформ бюрократии, а также переделом власти между олигархическими кланами.
Один из экспертов ИА REX Юрий Бликов видит причину реорганизации в МВФ: «Необходимость в реорганизации разросшейся бюрократической машины назрела давно, но серьезным толчком служит жесткое требование главного кредитора Украины — МВФ. Янукович — и это совершенно очевидно — хочет изменить отношение к Украине международных партнеров, поднять ее имидж, избавиться от репутации ненадежного, нестабильного захолустья. Ради этого он готов терять личный рейтинг, идти на непопулярные реформы, проявлять жесткость по отношению к соратникам. В целом, стратегически — это правильно, поскольку позволяет в перспективе удержать Украину в качестве самостоятельного игрока, а не „подкладываться“ под Россию или западных конкурентов России». С ним согласен и политконструктор Юрий Юрьев.
«Оперативность назрела уже лишь потому, что промедление смерти подобно. Что такое армия чиновников-госаппаратчиков? Это болото, непроглядная тьма, трясина, которая стала разрастаться в последние годы особенно сильно», — заявил политолог Владимир Беляминов. По его словам, государство перестало выполнять свою главную функцию: обеспечивать экономическую безопасность страны, перераспределять ресурсы и заработанные всеобщие блага (ВВП) и поддерживать обороноспособность страны. «Украина превратилась в квазигосударство, когда дорвавшиеся до государственных ресурсов и получившие свой „метр границы“ сограждане-кумовья-друзья использовали силу госаппарата для личных целей. Полутеневые тендеры, бюджетные субвенции на нужные проекты и в нужные регионы, откаты, пропускание ресурсов через нужные фирмы, направление в сомнительные для государственной важности проекты — все это наша украинская реальность. Дальше так жить уже нельзя. Надо либо реформироваться, либо ставить крест на государственности и ликвидировать эту страну. Поэтому решено было реформироваться, иначе всему придет реальный и физический конец», — уверен политолог.
Киевский журналист Алексей Семенихин в свою очередь видит у реорганизации центральных органов исполнительной власти очень простую подоплеку — борьба за власть: «Фактически — административная реформа — вторая по счету значимая победа Сергея Левочкина (глава Администрации президента). Операция, которую недоброжелатели уже окрестили „Хрустальной ночью“, была проведена просто блестяще, поскольку все знали, что реформирование состоится, но никто, ни о чем не подозревал. Сам же Левочкин доказал, что является достойным преемником Медведчука. Ранее Сергей Левочкин провел конституционную реформу, и через Конституционный суд вернул всю полноту власти в стране президенту Януковичу. Теперь Левочкин перераспределил властные полномочия в министерствах, ограничив влияние практически всех своих конкурентов. В частности, Юрий Бойко (который входит в сферу влияния Левочкина-Фирташа) получил Минуглепром. „Угольная тема“ была одним из основных финансовых базисов народного депутата Юрия Иванющенко (которого знают под кличкой „Юра Енакиевский“), куда теперь ему будет путь закрыт. Фирташ на своём поле не даст работать никому, а сколько стоит рынок энергоносителей — можете догадаться. „Первого после Бога“, то есть первого вице-премьера Андрея Клюева (который всегда играл свою игру и являлся самостоятельным центром влияния в Партии Регионов) сделали министром экономики и торговли. Если до „Хрустальной ночи“ Клюев решал любые вопросы, ни за что не отвечал, а теперь по факту командует конкретным министерством. И если завтра спросят за спад экономики, кто будет отвечать? Правильно, Клюев. Ко всем неприятностям у Клюева забрали сферу ТЭК и передали её в прямое подчинение министру Юрию Бойко. Как сказал один из депутатов Партии Регионов „у Клюева еще и полностью отобрали контроль над ТЭК... а минэконом, внатуре — чисто поржать“».
«Далее, Левочкин поиздевался над своими давнишними конкурентами — группой Рината Ахметова и его другом Борисом Колесниковым. Уволенный с должности министра спорта Равиль Сафиуллин (теперь спортом и молодежью занимается Дмитрий Табачник) — открытый вызов президенту ФК „Шахтер“, — продолжает Семенихин. — Формально „жирный кусок“ в виде Минтранса, который получил себе министр инфраструктуры Борис Колесников, не столько дань вежливости, сколько иезуитская хитрость Левочкина. Который этим назначением столкнул лбами Колесникова с олигархом Василием Хмельницким, чей ставленник Константин Ефименко уже стал первым заместителем новообразованного министерства. Кроме того, Борис Колесников отвечает за ЕВРО-2012, следовательно, стоит предполагать, что денег на это ему не дадут и скажут, чтобы он финансировал все самостоятельно, выбивая деньги из своего министерства. Что в этом случае получается? Основным активом Минтранса является Укрзализныця, следовательно, дополнительные финансы можно получить исключительно за счет поднятия тарифа. Итак, поднять жд тариф по перевозкам зерна ему не дадут (поскольку АПК и зерно — тема Юры Енакиевского), пассажирские перевозки — точно нет (поскольку народ взбунтуется, ведь и так гайки закручивают по всем направлениям), а значит, остается только металлургия. Стоит ли говорить, что металлургия на Украине в основном представлена холдингом „Метинвест“ Рината Ахметова? Ответ, полагаю, будет риторическим».
Отметим, что эксперты не верят, что реорганизация приведет к очередному Майдану, на который выйдут выброшенные государством на улицу служащие. Виктор Глеба считает, что большинство чиновников пристроят на других должностях. «Вся эта показательная чистка —это сообщающиеся сосуды. Человек, проработавший в одной системе, становится ее частью, обрастает связями и уж свое теплое место где-то да найдет. Да, будут те, кто окажется выброшенным из нее, те, кто минимально защищен и стоит внизу иерархии жестких чиновничьих пирамид, — заявил Владимир Беляминов. — Под оптимизацию попадут, уверен, прежде всего, чиновники низшего ранга, молодые работники и те, кто не включен в систему как ее часть. Останется много блатных, знакомых, друзей-родных, которым уцелевшие подыщут хорошие места жизни. Кто-то пострадает, но на Майдан не пойдет. Смысл? Надо выживать, а не майдановать, поэтому будут искать свое место в жизни, может быть многие перепрофилируются. В свое время подобное пережил украинский банковский сектор, когда в конце 2008 года — начале 2009 года банки резко начали оптимизировать административные затраты и увольнять персонал. Реальные специалисты, остались в системе, многие, попавшие под оптимизацию, перешли работать в другие банки. Временщики, кто пришел работать без понятия куда идет, выпали из обоймы. Произошел искусственно-естественный отсев. Как мы видим, банковская система работает, сотрудники на майданы не ходили, а искали возможность найти себе применение, как я уже сказал, и переквалифицировались в том числе. Так же будет и с госслужащими».
Алексей Семенихин обращает внимание, что фактически, увольнять по живому не будут: «Бюрократический аппарат, это целая система, которая выживает при любых переменах, и себя в обиду не даст. Трансформируется, модернизируется, мигрирует. Из министерства — в агентство, из госкомитета — в службу или инспекцию. Максимум что сократят — это некомплект».
Они также не верят, что такие меры позволят украинской власти уменьшить коррупцию. «Власть ведь на коррупции держится — это сук, на котором они сидят. Сокращение численности не уменьшит проблем страны, возможно, упростится система получения незаконных землеотводов и согласование преступного строительства», — отмечает Виктор Глеба.
По словам Владимира Беляминова, идеальным было бы не лечить пораженное гнилью дерево госуправления, а посадить новое, либо же, вырубить со временем старое, которое сегодня пытаются реструктуризировать, но взращивая новое, которое потом заменит ненужное. «Старую систему надо в корне менять, идеально — даже начиная по всем этажам пирамиды госуправления. Кто сегодня работает в госаппарате, это уже люди сложившейся формации и традиций, пусть и резко, но это уже потерянное поколение украинских чиновников. Они не смогут работать по-новому, просто затаятся и будут пытаться проживать по-другому», — подчеркивает политолог.
Комментарии читателей (0):