После того, как в Ереване прошли переговоры между секретарем Совета безопасности Армении Арменом Григоряном и советником госдепа США по переговорам на Южном Кавказе Луисом Боно, и появились сообщения о том, что стороны обсудили ситуацию вокруг Нагорного Карабаха, а также вопросы, связанные с урегулированием армяно-азербайджанских отношений, на очередном брифинге на пресс-секретаря госдепартамента США Мэтью Миллера обрушился шквал вопросов со стороны американских журналистов касательно визита Боно в Закавказье. Сделано это было не случайно. Во-первых, его визит в этот регион ранее не анонсировался, хотя Миллер назвал его «плановым». Во-вторых, Боно не первый раз совершает такое турне и всякий раз, по его же словам, он получает подробный инструктаж со стороны госсекретаря США Энтони Блинкена. Так было и на сей раз. В-третьих, в регионе произошли перемены качественного свойства. Прежде всего в Степанакерте. Президент Нагорного Карабаха Араик Арутюнян подал в отставку. На этом посту его сменил Самвел Шахраманян, который ранее работал в правоохранительных и налоговых органах, был членом правительства, с начала 2023 года занимал пост секретаря Совета безопасности Нагорного Карабаха.
В этой ситуации таится важная интрига. С одной стороны, накануне в армянских СМИ появились сообщения о том, что Ереван стал предъявлять Арутюняну обвинения в том, что средства, переданные Нагорному Карабаху, были израсходованы неэффективно, что расценивалось как давление на него с целью принятия им удобного для премьер-министра Армении Никола Пашиняна решения о приемнике на посту главы Нагорного Карабаха. И все вроде бы шло по намеченному сценарию, когда Арутюнян заявив, что «в сложившихся условиях необходимы изменения и гибкость», и что это создает дополнительные возможности для урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. В контексте признания Пашиняном фактора территориальной целостности Азербайджана Арутюнян попадал в ситуации полной изоляции от публичной политики, а Баку отказывался считать его партнером в предполагаемых переговорах со Степанакертом.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 18.09.23 Голос Баку: «В этот раз нужно решить окончательно армянский вопрос в Карабахе»
- 18.09.23 Нагорный Карабах: блокада снята
- 18.09.23 Политолог Рафаэль Ордуханян: «Пашинян даже не понимает, в какую игру он влезает»
- 16.09.23 Эрдоган предложил лидерам России, Азребайджана и Армении встречу по Карабаху
Но, по всем признакам, преемником Арутюняна оказалось не то лицо, которое могло бы устраивать Ереван. Тем более, что Шахраманян в Степанакерте стал прилагать усилия для обеспечения консолидации и единства, а также для обеспечения эффективности системы государственного управления.
Пашинян стал нервничать. Первоначально он выступил с рядом антироссийских заявлений с целью вывести Москву из переговорного процесса по урегулированию отношений с Азербайджаном. Потом начал обзванивать глав некоторых западных государств, заявляя о готовности встретиться с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. После этого появились сообщения, что Армения получила от Азербайджана новые предложения по мирному соглашению. Наконец, МИД Армении сообщил, что есть вероятность, что Пашинян и Алиев могут провести переговоры, но только в октябре в Гранаде, в Испании, чуть ли не в годовщину завершения второй карабахской войны.
И вновь интрига. По словам Пашиняна, «лидеры ряда иностранных государств выразили готовность организовать его встречу с Алиевым», а «посредники работать для ее организации». Нельзя исключать того, что в данном случае в роли главного посредника выступают США и визит Боно в регион не случаен, и США намерены выступить на сей раз в роли ключевого переговорщика. Судя по заявлениям, которые приходят из Баку и Еревана, обе стороны нацелены на переговоры и выход на новые договоренности по таким ключевым вопросам, как открытие коммуникаций, делимитация границы и начало работы (или ее завершения) над мирным договором без участия России. Если такое состоится, это будет означать, что Вашингтон возвращается в Закавказье с использованием «армянского рычага» под аккомпанемент обвинений Армении в адрес России в невыполнении союзнических обязательств.
Что касается Азербайджана, то вероятно, что он согласится на встречу в Испании, поскольку заинтересован в продолжении переговоров на высшем уровне по мирному договору, но маловероятно, что предложенный Западом сценарий урегулирования может устраивать его с принципиальных позиции. В частности, Вашингтон ранее толкал Баку к переговорам со Степанакертом в «третьей стране». А что будет сейчас, когда в Степанакерте изменилась власть, что, похоже, не предполагали в Вашингтоне. Теперь он теряет возможность воздействовать на Армению на карабахском направлении и не имеет устойчивых позиций в Азербайджане.
Если возвращаться к брифингу пресс-секретаря госдепартамента США Миллера, то он, похоже, тоже не случайно, говоря о миссии Боно, заявил, что, мол, не располагает «конкретной информацией и не может комментировать его конкретные планы», указав только на то, что она имеет только «краткосрочный приоритет», который заключается в возобновлении работы «Лачинского коридора». Но по этому поводу госсекретарь Блинкен общается напрямую с лидерами Армении и Азербайджана. Вот и выходит, что у США что-то пошло не так, а ситуация как в Нагорном Карабахе, так и вокруг него, стала приобретать новые конкретные очертания. Замаячил провал посредничества Запада на этом направлении. Вот почему до предметных переговоров между Азербайджаном и Арменией, даже если и состоится встреча Алиева с Пашиняном в Испании, еще очень далеко.
Комментарии читателей (0):