В России большой резонанс вызвала новость в связи с разъяснениями Европейской комиссии о ввозе гражданами РФ товаров, подпадающих под санкционные ограничения. Условный россиянин, въезжающий в страну ЕС, может лишиться не только автомобиля. В числе возможных изымаемых предметов могут оказаться мобильный телефон, фотоаппарат, туалетная бумага, изделия из драгоценных металлов, сигареты, косметика, мыло, чемоданы и сумки, женская одежда и другое. Иными словами, таможенники имеют полномочия буквально раздеть въезжающих в страну ЕС россиян. Такой практики пока не было, но исключать её нельзя. Об этом пишет программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Иван Тимофеев.
В рамках политики санкций против России в связи с конфликтом на Украине, Брюссель запретил импорт широкой номенклатуры российских товаров. В их число попадает и ряд предметов, которые могут использоваться для личного пользования. В июле 2023 г. появились первые признаки того, что такие товары могут изыматься на таможне. Тогда речь шла об автомобилях россиян, задержанных немецкими таможенниками. Разъяснения Европейской комиссии (ЕК) проливают свет на подход ЕС к правоприменительной практике Германии: ввоз подсанкционных товаров запрещён даже в тех случаях, когда они предназначены для личного пользования. Если данное толкование будет применяться в соответствии с его буквой, изъятия могут приобрести абсурдный характер.
Политика санкций ЕС против России включает в себя широкий перечень мер. Среди них – блокирующие финансовые санкции, секторальные ограничения, транспортные и визовые запреты, экспортный контроль в отношении широкой гаммы товаров, а также запрет на импорт ряда товаров из России. Последнюю меру можно охарактеризовать как контроль импорта. Её цель состоит в том, чтобы лишить Москву доходов от продажи данных товаров на рынках стран-членов ЕС. Брюссель запретил ввоз целого ряд наименований стратегического сырья из России – нефти, нефтепродуктов, угля, продукции чёрной металлургии, золота и так далее.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Под запрет попал и целый ряд других наименований. Данная норма зафиксирована в статье 3i Регламента 833/2014 Совета ЕС. Запрещается прямой или косвенный импорт из России в ЕС таких товаров, а также предоставление связанных с подобным импортом посреднических и финансовых услуг. Приложение XXI раскрывает список наименований. Он отличается большим разнообразием: в нём можно найти икру, цемент, продукты химической промышленности, удобрения, мыло, резину, бумагу, насосы, холодильники, подшипники, двигатели, телефоны, автомобили, фотоаппараты и многое другое. Очевидно, что поставки партий таких товаров не имели шансов на прохождение таможни.
Но что делать, если гражданин России ввозит тот или иной товар для личного пользования? Наиболее очевидный пример – въезд в ЕС на личном автомобиле. В начале июля этого года немецкая таможня пояснила, что въезд в Германию на автомобиле расценивается как основание для его ареста. Фактически таможня Германии исходила из того, что статья 3i Регламента 833/2014 не даёт каких-либо исключений для товаров личного пользования. В ней содержится пункт 3а, который позволяет ввоз для такого пользования гражданам ЕС и членам их семей. Но разрешение не распространяется на граждан России. Спустя пару недель прокуратура Германии закрыла расследования. В частности, россиянину Ивану Ковалю был возвращён автомобиль Audi Q3. Иными словами, механическое исполнение нормы ЕС немецкой таможней было компенсировано здравым смыслом прокуратуры.
И вот через пару месяцев ЕК поддерживает практику немецкой таможни. 8 сентября было выпущено пояснение. В нём указывалось, что норма статьи 3i не делает различий для автомобилей на продажу и для личного пользования. Иными словами, таможенные органы стран ЕС теперь могут использовать немецкий прецедент и, опираясь на разъяснения комиссии, арестовывать российские автомобили. Пояснение по касательной затрагивает и другие товары из Приложения XXI Регламента 833/2014. В теории это означает, что условный россиянин, въезжающий в страну ЕС, может лишиться не только автомобиля. В числе возможных изымаемых предметов могут оказаться мобильный телефон, фотоаппарат, туалетная бумага, изделия из драгоценных металлов, сигареты, косметика, мыло, чемоданы и сумки, женская одежда (жакеты, платья, юбки, шорты) и другое. Иными словами, в соответствии с буквой статьи 3i таможенники имеют полномочия буквально раздеть въезжающих в страну ЕС россиян. Такой практики пока не было. Но исключать её нельзя.
Здесь важно несколько практических выводов. Прежде всего, санкционные нормы потенциально ставят любого российского гражданина, пересекающего границу ЕС, в уязвимое положение. Конечно, исполнение права ЕС отличается от страны к стране. В одних государствах таможня может эпизодически проявлять рвение, как это произошло в июле в Германии. А в других не доводить до абсурда.
Однако условный россиянин вряд ли может знать наперёд, как именно сложатся звёзды. Опять же в теории граждане России могут попытаться оспорить решение таможни в суд. Но далеко не каждый решится на долгую тяжбу, расходы на адвокатов и трату времени. И далеко не ясно, встанет ли суд на их сторону. Российских туристов отличает смелость – они путешествуют и в более экстремальные юрисдикции, в сравнении с которыми отъём туалетной бумаги или фотоаппарата может показаться пустяком. Но если практика станет массовой, в гроб человеческих связей России и ЕС будет вбит очередной гвоздь. Предыдущие гвозди включали в себя ужесточение визового режима, запреты на депозиты выше определённой суммы, произвольные заморозки счетов россиян банками стран ЕС просто на основании их российского происхождения – на всякий случай. Пределы эскалации абсурда покажет практика и время.
Комментарии читателей (0):