Есть ли шанс у сотрудничества в Арктике?

Многополярная евразийская Арктика создаёт механизмы, карающие за геополитические игры...
10 сентября 2023  19:38 Отправить по email
Печать

Многополярная евразийская Арктика создаёт механизмы, карающие за геополитические игры. Региональная роль участников экономических санкций или подрывных политических инициатив будет уменьшаться на глазах. Об этом пишет профессор Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дисэн в статье для Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Сотрудничество в Арктике раньше почти не зависело от геополитики. Даже при конфликте великих держав во время холодной войны взаимодействие в Арктике продолжалось, способствуя взаимовыгодному сотрудничеству и укреплению доверия. Эта эпоха, похоже, подошла к концу. В последние два десятилетия отношения между странами НАТО и Россией ухудшились, и Арктика стала местом противостояния интересов. Решение коллективного Запада приостановить сотрудничество с Россией в Арктическом совете из-за конфликта на Украине предполагает, что надёжному сотрудничеству в Арктике, по всей видимости, пришёл конец. Поскольку Россия больше не опирается в регионе на государства НАТО и расширяет сотрудничество с неарктическими державами на Крайнем Севере, разумно ожидать, что БРИКС также станет арктическим институтом.

От общих интересов к конкуренции

Арктика долгое время считалась замёрзшей пустыней без конкурирующих стратегических интересов, которые могли бы подпитывать соперничество. Это обеспечило взаимовыгодное сотрудничество с положительной суммой вне силовой политики, которое включало устойчивое развитие, охрану окружающей среды, научные открытия, защиту коренных народов, экономическую безопасность и другие сферы.

По мере того как Арктика теплеет, а лёд отступает, открывается доступ к невероятным сокровищам. Стали доступны большие объёмы энергоресурсов, а арктический морской транспортный коридор, неподконтрольный ВМС США, может превзойти конкурирующие проекты как по срокам доставки, так и по выгодности. Впоследствии в Арктике откроются ещё большие экономические возможности, способствующие смещению геоэкономического баланса сил в мире с Запада на Восток, а значит, в будущем следует ожидать конкуренции и конфликтов.

От Большой Европы к Большой Евразии

В число восьми арктических государств входят Россия, которой принадлежит примерно половина Арктики, и семь государств, из которых все будут состоять в НАТО после присоединения Швеции к военному блоку. Надёжное сотрудничество между Россией и Западом в Арктике в значительной степени основывалось на преодолении конфликта между разными концепциями Европы после холодной войны. Взаимоприемлемое урегулирование так и не было достигнуто, что породило два конфронтационных видения новой Европы. В то время как Россия представляла себе инклюзивную Европу, основанную на горбачёвской концепции «общевропейского дома», которая устраняла разделительные линии на континенте, Запад вместо этого решил сдвинуть разделительные линии на Восток, расширив НАТО и ЕС, чтобы присоединить все государства, кроме России.

Президент Билл Клинтон предупреждал в январе 1994 года, что расширение НАТО может «провести новую линию между Востоком и Западом, создать самосбывающееся пророчество о будущей конфронтации». Несмотря на это, Клинтон поддержал расширение НАТО, что подразумевало отказ от ключевых положений Парижской хартии для новой Европы 1990 года и принципов ОБСЕ 1994 года. Оба документа призывали к «неделимой безопасности» в Европе – без линий раздела. По словам министра обороны в администрации Клинтона Уильяма Перри, в администрации допускали, что расширение НАТО разрушит мир с Россией, но окружение Клинтона считало, что Россия слишком слаба: «Я часто слышал в ответ: «Кого волнует, что думают в России, это же третьесортная держава».

Россия продолжала следовать своему плану в отношении инклюзивной архитектуры европейской безопасности до февраля 2014 года, когда поддержанный Западом переворот на Украине ознаменовал гибель проекта «Большой Европы». В ещё более широком контексте подошла к концу трёхсотлетняя западоцентричная внешняя политика России со времён Петра Великого, поскольку Москва начала искать партнёров на Востоке. В то же время Китай начал бунтовать против глобальной гегемонии США, стремясь к технологическому и промышленному лидерству, перекраивая артерии международной торговли с помощью инициативы «Пояс и путь», создавая новые финансовые инструменты влияния.

Последствия этого для сотрудничества в Арктике огромны. Если ранее Россия рассматривала его как часть более широкого проекта «Большой Европы», то теперь оно включено в Большое евразийское партнёрство.

Огромные энергетические ресурсы России в Арктике больше не являются источником экономической связи и интеграции с Европой – теперь они будут подпитывать Китай и других промышленных гигантов на Востоке.

Точно так же Северный морской путь станет важной частью физической экономической связи в рамках Большого евразийского партнёрства, позволяющей сломать контроль ВМС США над международными морскими транспортными коридорами. Китай называет это «Полярным Шёлковым путем» в концептуальных рамках инициативы «Пояс и путь». Индия также обратила внимание на Арктику как на продолжение коридора Ченнаи – Владивосток. Эта великая экономическая перестройка всё чаще организуется с использованием незападных технологий, кораблей, страховок, инвестиционных банков и валют. Поскольку экономическая инфраструктура деамериканизируется и трансформируется, разумно ожидать изменения институциональной основы. Это произойдёт и в Арктике.

Крах арктического сотрудничества в рамках западоцентричных институтов

При балансе сил сотрудничество обычно влечёт за собой согласование интересов суверенных и равных стран через взаимный компромисс. Во время перекоса баланса сил в однополярную эпоху сотрудничество коренным образом изменилось, поскольку ожидалось, что Россия пойдёт на односторонние уступки. Запад продвигал систему суверенного неравенства и брал на себя роль политического субъекта и миссионера с цивилизаторской миссией, а Россия во многом низводилась до политического объекта и цивилизационного ученика. На педагогическом языке такое сотрудничество означало, что Запад социализирует Россию, наказывая за «плохое поведение» и поощряя «хорошее». Эта организация отношений типа «субъект – объект» или «учитель – ученик» исходила из того, что Россия не имеет других партнёров в однополярном мироустройстве. У России был выбор: либо приспособиться к НАТО, либо изолироваться.

Такой подход также изменил сотрудничество в Арктике, поскольку НАТО всё больше заявляла о себе на Крайнем Севере. Майк Помпео, будучи госсекретарём США, оспорил притязания России на энергетические ресурсы в российской Арктике и исключительные права на Северный морской путь в резкой речи в Арктическом совете в 2019 году. США не признают арктические моря как внутренние воды, и Конвенцию Организации Объединённых Наций по морскому праву, которая позволяет государствам претендовать на исключительные права, они так и не ратифицировали. Речь Помпео вызвала много критики, поскольку ранее Арктический совет не был площадкой для агрессивной риторики времён холодной войны.

Другие члены НАТО приспосабливаются к идеям США о более серьёзной конфронтации в Арктике. Норвегия приняла решение разместить на своей территории четыре военные базы США и соглашается на усиление военной активности стран НАТО в своих северных регионах, в то время как Финляндия присоединилась к НАТО, а Швеция, вероятно, вскоре последует за ней. Растущая милитаризация Скандинавии неизбежно повлияет и на сотрудничество в Арктике.

Решение приостановить сотрудничество с Россией в Арктическом совете и наказание её за «плохое поведение» сделало взаимовыгодное сотрудничество заложником геополитики. Нежелание сотрудничать даже во взаимовыгодных областях, не имеющих ничего общего с геополитикой (охрана окружающей среды), явно свидетельствует о том, что нынешние институты не могут считаться надёжными.

Евразийские арктические институты

Главная задача для России – развивать сотрудничество с неарктическими государствами и оказать давление на Запад, чтобы тот вернулся к принципу превращения Арктики в регион взаимовыгодного сотрудничества. Развитие арктических компетенций для таких институтов, как БРИКС, может способствовать достижению обеих вышеупомянутых целей.

Для обеспечения благоприятного баланса зависимости в Арктике Россия пригласила к участию в освоении Арктики различных партнёров по Большой Евразии. Вакуум, образовавшийся после отказа Запада от сотрудничества с Россией в Арктике, возможно, заполнят компании из Китая, Индии, ОАЭ, стран АСЕАН. Замена западных партнёров – непростая задача в силу географических реалий и условий для инвестиций. Что касается неприсоединившихся государств, их включение в арктические проекты – прекрасная возможность преодолеть формат игры с нулевой суммой, определяющий блоковую политику европейской безопасности. В многополярной системе решение перенести конфликт в Арктику наказывается тем, что бизнес переходит к более надёжным партнёрам.

Таким образом, многополярная евразийская Арктика создаёт механизмы, карающие за геополитические игры. Региональная роль участников экономических санкций или подрывных политических инициатив будет уменьшаться на глазах. Запад и Россия в обозримом будущем не избавятся от военной конфронтации, но Западу придётся дорого заплатить, если он продолжит переносить геополитические споры с Россией в Арктику.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть