В последний день лета мы отметили, что по вопросу «зерновой сделки» перед Эрдоганом стоял выбор: поступить в интересах Турции или поддаться давлению Запада? Судя по помятому виду турецкого гостя на конференции по итогам его переговоров с президентом РФ, выбора у него не осталось. «Черноморская зерновая инициатива» приказала долго жить, а сам Эрдоган получил от Путина болезненную дипломатическую оплеуху.
Ещё утром турецкая газета Milliyet преподносила визит Эрдогана в Сочи как «приковавший взгляды всего мира», а «Султана» — как важнейшего посредника не только по «зерновой сделке», но и по украинскому вопросу. Но всё пошло совсем не так, как хотелось бы Анкаре, причём по обоим пунктам.
По сделке прогнуть русских не получилось от слова «совсем». Москва отказалась отступать от жёстких условий её возобновления, одно из которых — включение Россельхозбанка в систему SWIFT для оплаты продовольственных товаров. При этом ещё накануне на эту тему прошло сообщение ТАСС со ссылкой на дипломатические источники в ООН о том, что подключение Россельхозбанка к SWIFT «не планируется». Это значило, что ни это, ни прочие условия русских Запад выполнять не собирается.
Ответным жестом в виде ударов по инфраструктуре Одесской области Москва объяснила: в таком случае нам проще поставлять зерно напрямую — без оглядки на Запад. О том же заявил и Путин: Россия, «несмотря на все препоны, намерена продолжать экспортировать продовольствие и удобрения» — читай, одна или с теми, кто успеет подключиться.
Кто же успеет? Тут-то Путин и поставил Эрдогана на место — прилюдно, прямо на пресс-конференции, нивелировав «особую» посредническую миссию турецкого президента. Путин заявил, что по зерну Москва практически договорилась с рядом африканских государств (безо всякой помощи Анкары). Что поддержать сделку финансовыми гарантиями и контролем поставок в нужные страны готов Катар (туркам не доверяют). Да и по украинскому вопросу посредников хоть отбавляй: там и Китай, и Африканский союз... То есть Эрдоган — лишь один из многих.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но это в лучшем случае. А в худшем, встреча в Сочи показала: доверия Москвы президент Турции лишился. Ведь именно «Султан» выступал гарантом прежней «зерновой сделки» — и провалил её по ключевым позициям. Когда зерно пошло спекулянтам из Европы и США, а не в бедные страны Африки и Азии. И когда Киев воспользовался зерновым коридором для ударов по России.
Показательный момент: повторяя тезис западных пропагандистов, президент Турции заявил о том, что выход России из зерновой сделки повлёк рост цен. Однако Путин спокойно заметил: прекращение сделки никак не повлияло на мировой рынок зерна.
Так что фраза Путина «Это не может быть терпимым дальше» относилась даже не к Украине — а к Эрдогану. Поиграл в миссионера, и хватит. Вести себя по принципу «и нашим, и вашим» больше не получится, как бы ни тужились всевозможные «шерпы» вроде Абрамовича.
В ответ Эрдогану только и оставалось, что произнести по-русски «Спасибо», пообещать перемолоть миллион тонн русского зерна на муку для Африки и выдавить из себя в адрес Киева: «Украине необходимо смягчить свой подход, особенно в настоящее время».
Так была провалена «особая миссия» турецкого президента, а «свидетели договорняка» получили важный сигнал: любые договорённости с Россией возможны лишь на условиях России.
Комментарии читателей (0):