В Сочи состоялись переговоры между президентами России и Турции Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом. Они продолжались три часа и, как заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, «прошли очень конструктивно». При этом он словами, что «произошла сверка часов» обозначил процесс, смысл которого заключается в том, что стороны, во всяком случае на публичном уровне, ушли от конкретных решений и наметили только возможные темпы и график дальнейшей работы.
Это важная особенность состоявшегося события, так как накануне турецкая сторона выстраивала интригующую драматургию, чтобы привлечь к Сочи «внимание всего мира». Так, газета Milliyet сообщала, что в Сочи состоится презентация «Плана Эрдогана», в котором будут содержаться такие предложения России, от которых «будет сложно отказаться, и она согласится на возврат в Черноморское зерновое соглашение, единственное крупное соглашение, подписанное во время украинского кризиса при посредничестве Турции». Речь идет о согласии Турции провести встречу руководителей Центральных банков двух стран для принятия шагов в сторону использования во взаимных расчетах национальной валюты и предложении России построить вторую АЭС в Синопе.
По мнению газеты, для Анкары принципиально важно хотя бы на уровне теоретического предположения использовать в дальнейшем зерновую сделку как основу для мирных переговоров межу Россией и Украиной. Именно поэтому правительственные СМИ Турции описывали готовившуюся встречу в Сочи исключительно в контексте перспектив зерновой сделки, заявляя, что Турция является «игроком мирового уровня в решении проблем продовольствия и голода, особенно в Африке и на Ближнем Востоке». Тем более, как сообщалось, что на встрече в Сочи будет акцентировать внимание на новом предложении по зерновой сделке, подготовленном ООН при ее участии.
При этом вопросы развития двухсторонних отношений между Россией и Турцией отводились как бы на второй план. Это тоже не случайно, так как коллективный Запад не скрывает раздражения развитием турецко-российского сотрудничества в таких областях, как энергетика, оборона, туризм и торговля, хотя стороны имеют противоречия в таких конфликтных зонах, как Сирия. Путин в Сочи говорил: «Произошли важные события относительно Сирии. Я знаю, насколько чувствителен этот вопрос для Турции». Это показатель того, что Россия тоже готовила контригру, имея в виду ситуацию в Сирии и согласие на создание газового центра в Турции.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 05.09.23 На встрече с Путиным в Сочи Эрдоган подтвердит статус главного переговорщика с Россией
- 05.09.23 Глава МИД Украины Кулеба заявил, что Киев не пойдёт на уступки по зерновой сделке
- 04.09.23 Путин рассказал о перспективах создания газового хаба в Турции на фоне атак ВСУ по газопроводам
- 04.09.23 ООН как «свадебный генерал» на переговорах Путина и Эрдогана
Когда же после встречи лидеры двух стран предстали перед камерами, стало ясно: на первый план были выведен все же вопросы развития двухсторонних отношений, а зерновая сделка приобретает частный характер. Эрдоган сказал об этом открыто, заявляя, что «зерновой коридор должен продолжаться», и что «мы подготовили новый пакет предложений в этом контексте». По его же словам, «я надеюсь, что благодаря новой работе Организации Объединенных Наций (ООН) будут получены результаты». Путин ответил, что Москва готова прийти к соглашению, «если санкции будут сняты». «Часто так бывает с нашими западными партнёрами - они нас опять надули, опять ничего не сделали. Ну всё! Теперь мы говорим: «Мы не против этой сделки, мы готовы в неё немедленно вернуться, как только будут исполнены данные нам обещания», — сказал Путин. В этой связи Hürriyet подметила, что «это не совсем то, на что рассчитывала Анкара».
В остальном все шло по известному сюжету, когда стороны демонстрировали готовность «установить объем нашей двусторонней торговли в 100 миллиардов долларов». Об этом говорилось и раньше. В целом же переговоры в Сочи проходили на условиях России. Зерновая сделка перестает быть приоритетной, но Россия не отказывается от посреднических предложений Турции в отношении украинского кризиса. Эрдогану дали понять, что изменились обстоятельства. Но они не должны сказываться на двухсторонних отношениях.
Комментарии читателей (0):