19 августа в Минобороны России сообщили, что ВСУ попытались атаковать Крым ракетой С-200, переоборудованной в ударный вариант. Незадолго до этого в непосредственной близости от Крыма регулярно находились самолёты-разведчики НАТО. После этого в воздушном пространстве над Чёрным морем было обнаружено сразу несколько самолётов разведывательной авиации НАТО. Ситуацию анализирует Telegram-канал «Военная хроника».
Какие самолёты США и НАТО отправляют к берегам Крыма?
Чаще всего в районе Чёрного моря появляются самолёты радиоэлектронной разведки. Незадолго до попытки удара по Крымскому мосту 12 августа над Чёрным морем было зафиксировано присутствие самолёта Boeing RC-135V/W Rivet Joint. Самолёты этого типа эксплуатируют только две страны мира: США (55-е авиакрыло / 95-я разведывательная эскадрилья, авиабаза Милденхолл, Великобритания) и Великобритания (1-я авиагруппа, авиабаза Уоддингтон).
Также над Чёрным морем регулярно появляются «аваксы» (они же «летающие радары») — самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ/AWACS) Boeing-E3A Sentry. Самый частый гость из самолётов этого типа — борт с позывным NATO11 и бортовым номером LX-N90451. Эти самолёты вылетают к берегам Крыма с главной оперативной базы ДРЛО НАТО Гайленкирхен в Германии. Также они регулярно работают в паре с самолётами ВМС США P-8A Poseidon. Однако чаще остальных в непосредственной близости от Крыма появляются высотные беспилотники-разведчики RQ-4 Global Hawk с позывными FORTE10, FORTE11 и FORTE12.
В чём особенность этих самолётов и для чего они нужны?
Boeing RC-135V/W Rivet Joint — самолёты радиотехнической и радиоэлектронной разведки. Они оснащены комплексами AEELS с антеннами в боковых обтекателях, предназначенными для обнаружения работающих РЛС систем ПВО, а также определения их типа и режимов работы в сантиметровом, дециметровом и метровом диапазонах. Также на самолётах Rivet Joint установлены комплексы MUCELS, перехватывающие каналы связи и обмена данными с возможностью дешифровки пакетов данных. Эти комплексы входят в состав системы AN/AMQ-15.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Boeing-E3A Sentry — самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. Его отличительная особенность — поворотный радар AN/APY-1/-2 ODR в грибовидном обтекателе сверху на фюзеляже. Самолёты этого типа предназначены для обнаружения и сопровождения воздушных целей. Дальность работы радара E3A Sentry — около 400 км. Борты этого типа не подходят близко к территориальным водам РФ у Крыма и практически всегда дежурят в одном и том же районе — над румынским портом Констанца. В составе ВКС РФ аналогичные задачи выполняют самолёты А-50 и А-100.
Boeing P-8A Poseidon — самолёт так называемой комбинированной разведки в составе ВМС США. Борты этого типа оснащаются радарами AN/APS-137D с синтезированной апертурой и позволяют вести длительное наблюдение за наземными и надводными объектами. Также на борту P-8A находится комплекс радиотехнической разведки AN/APY-10 для морской, прибрежной и наземной разведки.
RQ-4 Global Hawk — это высотный беспилотник-разведчик для длительного наблюдения. 18 августа борт с позывным FORTE10 находился в 150 км южнее Крыма на протяжении 16 часов. Эти БПЛА взлетают с авиабазы НАТО Сигонелла в Италии и используются в воздушном пространстве над Чёрным морем для длительных (до 36 часов) полётов на высотах до 20 км. Максимальная дальность полёта RQ-4 составляет 22 тыс. км. На борту дрона находится система наблюдения с опто-электронными и инфракрасными датчиками SYRS-B/C, а также РЛС с синтезированной апертурой, с помощью которой RQ-4 может передавать оператору снимки поверхности площадью примерно 130 тыс. кв. км. Также RQ-4 способен вести наблюдение за подвижными объектами, например кораблями, бронетехникой и пусковыми установками ракетных комплексов. До начала СВО на Украине такие беспилотники регулярно летали вдоль линии разграничения в Донбассе.
Комментарии читателей (0):