С 1 сентября выплаты по демпферу отечественным нефтяным компаниям сократятся на 50 рублей млрд в месяц. Отраслевые эксперты поспешили заверить, что это скажется на деятельности трейдера «Промсырьеимпорт». Через него на российский рынок поступает белорусский дизель (большая часть нефти для которого вообще-то российская), пишет Telegram-канал «Суверенная экономика».
У Белоруссии всего два НПЗ – «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» и «Нафтан». А основная часть их доказанных запасов нефти относится к трудноизвлекаемым. Так что Минску позарез нужно черное золото из других стран. Главный партнер – естественно, Москва, которая готова поставлять нефть со скидкой.
По подсчетам белорусских экспертов, при благоприятных условиях выгода для их страны от дисконта Urals к Brent может достигнуть $2,7 млрд в 2023 году. Это превышает все возможные убытки, связанные с сокращениями выплат по демпферу, так что в накладе Минск не остается.
Другая сторона вопроса: если не в Россию, то куда? В условном 2018 году Белоруссия могла рассчитывать на экспорт своих нефтепродуктов в Великобританию, Украину, Нидерланды, Германию. Однако в текущей ситуации Россия для Белоруссии – не только основной поставщик сырья, но и главный рынок сбыта, который очень невыгодно терять.
Минск может переориентироваться и начать поставлять дизель в азиатские страны. Впрочем, для этого ему придется использовать российскую инфраструктуру. Дополнительные затраты на логистику скажутся на конечной стоимости белорусского дизеля для азиатского рынка.
Комментарии читателей (0):