Интернет прочно вошел в нашу жизнь и стал ее частью. О его влиянии говорят, и будут говорить абсолютно все: психологи, ученые исследователи, аналитики, маркетологи и т.д. Одни — плохо, другие — наоборот. Но что поделаешь, если и в наш сумасшедший век человеку не хватает общения. А с интернетом и выходить никуда не надо, есть возможность общаться виртуально. Да и друзей при этом можно завести неограниченное количество.
Интернет совершенствуется вместе с нами и, как и мы, развивается циклично. Каждый такой интернет-цикл имеет свое название. Так, изживает себя цикл web 2.0, его сменит цикл web 3.0.
В последующих циклах развития интернета прослеживается некая преемственность с предыдущими. Так, от ставшего классическим цикла web 1.0 последующие циклы унаследовали системы управления контентом (содержанием) (CMS), позволяющие удобно структурировать информацию отдельным пользователям, но не совсем пригодные для использования сообществами. Управление в таких системах обычно построено по простой и заранее определенной схеме — администрация и «все остальные». Кстати, известные всем скандалы вокруг Wikipedia, связаны именно с попыткой передать такую классическую CMS в массы «как есть», в полностью анархическом режиме управления.
В последующем цикле web 2.0 сервисы для «сообществ» и «социальных сетей» получили дальнейшее развитие и позволяют устанавливать пользователям различные «роли» и «статусы». К сожалению, такие проекты не имеют надстройки в виде CMS, которая позволяла бы участникам сообщества создавать разнообразный общественно-значимый контент (помимо общения в «одномерных» группах и форумах).
От грядущего цикла, который уже назвали web 3.0, пользователям хочется увидеть качественную социальную CMS, то есть CMS с добавленной к ней системой управления сообществом, которая позволяла бы сообществу «выращивать» своих «менеджеров знаний» и давать им дополнительные возможности и права при работе с контентом (модерация форумов, редактирование и публикация статей, проведение консультаций и подготовка офлайновых мероприятий, дизайн и программные доработки сайта).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Одной из версий трактовки термина web 3.0 является идентификация его как Семантической Паутины (Semantic Web). Обозреватель ИА REX Сергей Сибиряков выяснил мнение опытных блогеров о прогнозах развития новых технологий в сети интернет.
ИА REX: Какие основные тенденции в развитии глобальной сети в последнее время Вы наблюдаете?
Анатолий Вассерман — журналист и политконсультант (Одесса-Москва):
Приближение социального состава завсегдатаев интернета к социальному составу общества в целом.
Вадим Булатов — журналист, публицист, блогер (Нижний Тагил, Россия):
Тенденция уменьшения размера одного сообщения. Самый оптимальный размер сообщения для большинства пользователей — это 2-3 абзаца. Все идет к картинке и подписи к ней. Востребована краткость и доходчивость.
Лично я стараюсь всю информацию сообщить в заголовке, он же комментарий. Я не читаю статей длиннее 5000 знаков в сети. Думаю, что так же поступает большинство читателей.
Поток информации слишком велик и люди изобретают способы противодействия. Это нормальная тенденция. Ее минус в том, что если ты пишешь вне каких-то 8-10 тем, на которые люди реагируют и по которым у них есть бэкграунд, то тебя не читают. Как раз сейчас идет серьезная борьба за то, какими будут эти темы.
Алексей Дубинский — преподаватель, изобретатель, консультант (Днепропетровск, Украина):
Во-первых, изменение режима доступа к сети: мобилизация и широкополосный доступ. Никто уже не вспоминает о «проблеме последней мили». Все больше людей выходят в сеть со смартфонов и мобилок и создатели сайтов не могут их игнорировать. А высокоскоростной доступ к сети позволяет вместо длинных текстов использовать видео.
Затем нарастающий бардак с доменами. Как в рунете, где год назад отменили географические домены второго уровня в .ru, а сейчас сотни кибрсквоттеров ломанулись скупать домены в .рф, так и в большом интернете, где вскоре по заказам богатеньких буратин появятся сотни новых доменных зон верхнего уровня.
Остальные тенденции не новы (рост проникновения сети в развивающихся странах; социальные сети реализовали цель-мечту порталов; локализация и интерактивизация поиска...) или пока не играют важной роли (html5 вместо flash; облачные приложения вместо веб-хостингов и пр.).
Кирилл Панкратов — доктор философии (Эктон, Массачусетс, США):
Я думаю, что наиболее важными будут те тенденции, которые уже развиваются в последние годы, даже в последние 10 лет:
а) Социальные сети, конечно же, стали основным трендом интернета 2000-х, и продолжают интенсивно развиваться. Лет 10 назад много говорили о «битве порталов» — о том, что наибольшего успеха добьются компании, которые завоюют лояльность пользователей в качестве «стартовой страницы» при входе в интернет. Сейчас очевидно что для сотен миллионов человек такими порталами стали именно социальные сети, такие как Фейсбук во многих странах, ЖЖ и одноклассники.ру в русскоязычном сегменте.
б) Основной траффик в сети сейчас составляют две компоненты: p2p, начавшиеся с Напстера и Гнутеллы, а сейчас в основном представленную торрентами, и видео клипы с ю-туба и подобных ему сервисов. Эта тенденция так же продолжает укрепляться. Я думаю, что видео будет занимать всё большую долю траффика, а p2p — уступать ей место. Стриминг будет всё больше вытеснять даунлодинг.
в) Геолокация: связка интернета и GPS-координат, контекстная реклама, зависящая от места нахождения юзера, оповещение о присутствии «друзей» или интересных для юзера объектов в непосредственной близости. Здесь ещё непочатый край для развития.
г) Мобильный интернет. Здесь произошло интересное изменение тренда. Ещё недавно казалось, что интернет будет развиваться в сторону приспособления к мобильным телефонам. Например, твиттер — одно из проявлений такого развития. Но с появлением нового поколения смартфонов теперь скорее наоборот — телефоны приспособляются под «нормальный» интернет. Но всё-таки будут развиваться приложения идеально приспособленные под такие наладонники и планшеты.
Нестор Комарницкий — независимый журналист (Львов-Волгоград):
Если коротко, то основная наблюдаемая тенденция — это фейсбукизация/вконтактизация огромной части интернета. Речь идет о том, что обычными людьми создается огромнейший пласт контента, реальными совладельцами которого становятся крупнейшие социальные сети.
Давид Эйдельман — политолог и политтехнолог (Иерусалим, Израиль):
Главное, что происходит в глобальной сети в последнее десятилетие — это бурное неудержимое развитие социальных сетей, массовых взаимосвязанных сервисов Web 2.0, которые дают возможность пользователям самостоятельно и по собственному желанию производить, распространять, префабриковывать и потреблять контент, а также манипулировать связями между своими и чужими материалами. Эта вещь неудержимо расширяется (правда, каждый пятый веблог на сегодня является спамерским), позволяя думать, что она либо лопнет как раздувшийся пузырь, либо преобразуется в нечто новое.
ИА REX: Что нового следует ожидать от изменяющегося интернет-пространства?
Анатолий Вассерман:
Доведения его до той же степени необозримости, какая уже наблюдается в реальном пространстве.
Вадим Булатов:
Повышения интерактивности. Если какое-то сообщение не ставит пользователя в контекст взаимодействия со своей темой, то оно не работает. Если событие локализовано географически, то оно должно давать сразу реакцию ближайших к нему людей. Если событие описывает новую тенденцию, то первые читатели должны стать участниками этой тенденции. Каждая новость должна иметь контекст пирамиды сетевого маркетинга и вызывать определенный шлейф мнений, доступный по одному клику.
Алексей Дубинский:
Приходит время видеотрансляций. Люди смогут постоянно наблюдать за реальными событиями онлайн.
Образуются тематические видеоканалы, собирающие все самое интересное, что происходит сейчас. Вместо «дом-2» будет «работа-2». Обрастая поясняющим и комментирующим контентом они станут новой мультимедийной реинкарнацией производственных романов А.Хейли.
Итогом станет оформление миллионноканального народного интерактивного телевидения. Сотни тысяч видеоблогеров-эксгибиционистов с видеорегистраторами на голове будут глазами самосозерцающего человечества. А где они не пройдут, пролезут юркие микровидеокамеры.
Оруэлл не угадал — «большого брата» не будет. Зато тысячи маленьких братьев с удовольствием проследят за тобой!
Кирилл Панкратов:
Как выпускник MIT, где я защитил Ph.D. диссертацию, я без подписки получаю журнал Technology Review, выпускаемый этим университетом. Как раз на днях получил очередной выпуск, основная тема которого — новый стандарт HTML-5, под заголовком «Новое рождение сети». О новом рождении, я думаю, говорить не стоит, но некоторые новшества будут интересными и полезными. В частности, будет всё больше стираться грань между сетевым и локальным (на личном компьютере) хранением информации — автоматическая синхронизация, загрузка файлов туда и обратно как в обычную папку на своём компьютере. Появятся новые тэги, помогающие поисковикам анализировать информацию. Ещё одна полезная вещь — всякие картинки, иконки, бэкграунд, звуки и простые анимации можно будет вставлять обычным текстом прямо в основной html-файл, а не тащить вместе со страницей целый ворох отдельных мелких файлов, каждый из которых браузеру нужно загружать по отдельности.
Нестор Комарницкий:
Я ожидаю от интернет-пространства:
1. появления онлайн возможностей во все большем количестве устройств и соответствующих сайтов, «заточенных» под эти устройства.
2. дальнейшего упрощения интерфейсов и активное вхождение в интернет-пространство людей старше 60 и моложе 10.
3. существенного развития интеграции сайтов друг с другом.
4. поддержки активного взаимодействия для достижения единых целей людей и команд, которые никогда лично не были знакомы друг с другом.
Давид Эйдельман:
Если раньше меня «заказывали» как PR-советника, а в этой сфере более всего «заказывали» на консультантирование «раскрутки» через технологии SMO (Social media optimization), позиционирование блогах, массовые информационные кампании (вроде устроенной тысячами израильских блогеров во время операции «Литой свинец» в секторе Газа), то сегодня более всего заказчиков интересует стратегия проектов Web 3.0. Ожидать следует того, что готовят, планируют, во что готовы вкладывать деньги. Это мейнстрим информационного процесса.
Хотя, в России эта отрасль излишне снобствует, чтобы быть жизнеспособной. Мне кажется, что российские инициаторы Web 3.0. не понимают, что ключевым должно быть ощущение совместной деятельности, а не статуса группы. Совместная деятельность — рождает совместные отношения и общую значимость, а совместный снобизм — только отторжение.
ИА REX: Новые медиа-проекты какого типа, на Ваш взгляд, будут наиболее востребованы в ближайшем будущем?
Анатолий Вассерман:
В ближайшем будущем проекты, основанные на заполнении ресурсов самими их пользователями (Web 2.0) — от Википедии до социальных сетей.
Алексей Дубинский:
Это будут живые, активные «гибкие» проекты. Способные быстро отследить что-то важное, подключить пиарщиков и экспертов, раскрутить тему в социальных медиа, снять сливки сконцентрированного внимания широких масс, а потом так же быстро рассыпаться, чтобы вновь воссоздаться в новой конфигурации для новой темы.
Я участвую в одном из таких проектов-прототипов. Это международный «журнал за 24 часа». В таком формате авторы, редакторы, фотографы, дизайнеры, верстальщики, пиарщики и другие участники собираются вместе всего на одни сутки. Синхронно работают в центре (Днепропетровск) и на своих рабочих местах в любой точке земли, где есть интернет. И через 24 часа электронно-глянцевый pdf-журнал выкладывается в сеть.
24 часа деловой импровизации. Сутки, чтобы выложиться на 100%, стать другим и остаться собой.
Кирилл Панкратов:
Основные критерии для медиа-проектов, по-моему, не изменились за последние годы. По-прежнему главное, что нужно — это интересный и полезный для читателя, и при этом хорошо организованный контент. Вообще, при всей болтовне о «стремительном развитии», «революционных изменениях» и т.п., удачные медиа-проекты зачастую вполне консервативны по форме. Если пoсмотреть на сайт NY Times, cnn.com и многие другие — они мало изменились за последние 10 лет. Если бы кто-то проспал бы все эти годы, а теперь проснулся и посмотрел на них, он бы мгновенно узнал и сориентировался в них, как будто этого десятилетия не существовало. То же самое можно сказать о lenta.ru и других популярных сайтах рунета. Моя заглавная страница на ЖЖ почти такая же, как и была пять лет назад, и меня она вполне устраивает. Наоборот, когда управляющая компания SUP пытается что-то изменить в ней, нередко получается только хуже.
Но какие-то технологические тренды будут сказываться и на медиа-проектах, конечно. Например, существенное преимущество получат те из них, которые смогут максимально приспособить свой формат под планшеты, типа Ipad и всякие букридеры. Эта форма явно будет стремительно развиваться в ближайшие годы.
Нестор Комарницкий:
Какие бы не появились новые проекты, они должны учитывать то, что в сутках останется 24 часа и конкуренция за внимание читателя/слушателя/зрителя будет все острее. Я ожидаю дальнейшего повышения востребованности нишевых медиа-проектов, с возможностью для читателей создания собственного контента для них.
Давид Эйдельман:
Более всего востребованы будут крупные проекты, мировые бренды, которые имеются сейчас и безостановочно вкладывают в развитие. Думаю, что успех будут иметь вещи, которые сегодня условно называются «семантический web», «рекомендательные сервисы», «менеджеры знаний» и т.д.
ИА REX: Что из существующего сегодня в интернете обречено и отомрет, либо начнет влачить рудиментарное существование в ближайшем будущем?
Анатолий Вассерман:
Проекты, основанные на модели «гуру + внимающая ему аудитория».
Вадим Булатов:
Обречено все длинное и серьезное, не предусматривающее обратной связи. Все, что не хочет делиться. Все, что имеет негибкие настройки для встраивания в пользовательские социальные сети. Точно скажу, что аудиоподкасты и видеоролики будут носить вспомогательную роль.
Алексей Дубинский:
Не стоит говорить про отмирание. Вспомните эхоконференции FIDO и ньюсгруппы nntp. Сейчас мы так же общаемся на профессиональных форумах и в вебдванольных сетях. Это лишь переход в новые среды и на новые носители. Обогащение. Создание «цветущей сложности».
В сеть продолжают приходить новые пользователи разных возрастов. В ближайшем будущем все, что основано на открытых стандартах будет использоваться. Могут быть прекращены только несвободные решения, такие как Google Wave, Silverlight или ICQ.
Нестор Комарницкий:
Волны интересов пользователей предсказать тяжело, но, вероятнее всего, произойдет консолидация «не выстреливших» социальных сетей. При ежегодном удешевлении стоимости поддержки ИТ инфраструктуры, при условии адекватного менеджмента и финансирования, есть все шансы на то, что в интернете своего пользователя найдет и будет находить и сайт по продаже мыла ручной работы, и социальная сеть любителей китайского фарфора эпохи династии Цинь.
Давид Эйдельман:
Ненужные копии гигантов, которые не вносят ничего нового, а просто копируют имеющее успех.
ИА REX: Что, по Вашему мнению, представляет концепция Web 3.0?
Анатолий Вассерман:
Поскольку пока она толком не описана, приведу своё предложение: сочетание Web 2.0 с автоматической (ибо люди заведомо не справятся с таким потоком информации) оценкой нового контента на основе сверки с уже существующим.
Вадим Булатов:
Это концепция, в которой авторитетность текста измеряется не авторитетностью источника, как в обычном web, и не количеством комментариев как в Web 2.0, а количеством пользователей, которые встроили этот текст в свои источники коммуникации. В первом случае Том Сойер сам красит забор. Во втором собирает публику, которая восхищается тем, как он красит забор, в третьем случае публика красит забор, а задача Тома — усиленно ей восхищаться.
Алексей Дубинский:
Открою страшную тайну: никакого web 3.0 не будет! Толпы «творческих имитаторов» в погоне за славой и деньгами пытаются повторить успех web 2.0. Но с таким успехом накрепко связана непредсказуемость, невозможность вычислить — куда заведет развитие, где проявятся новые важные системные эффекты.
Многие пиаршики и стартаперы объявляют свои проекты веб-три-нольными. И тем самым расписываются в унылости и безблагодатности всего наличного креатива.
Итак, не web 3.0 — называться будет иначе. И это будет уже не web. Могу предсказать только одну составляющую из трех: виртуальность. Будут ли это продвинутые виртуальные миры или многослойная дополненная реальность (augmented reality) — через 5-10 лет увидим.
Кирилл Панкратов:
Мне вообще не очень нравятся термины web 2.0 и web 3.0. Я встречал много разных определений веб 2.0, которые кажутся мне довольно бессмысленными. Много неясного и с, так называемой, веб-3.0. Её, например, часто называют «семантической» в том смысле, что тексты в сети будут максимально приспособлены для автоматической обработки поисковиками и другими приложениями (мало кто при этом помнит что «семантическую революцию» с чётко организованным контентом нам обещали ещё более 10 лет назад при появлении языка XML). Но мне эта тенденция не кажется убедительной. Возможно, развитие пойдёт по другому пути: сами поисковики и другие приложения будут становиться «умнее» и способными обрабатывать обычные «человеческие тексты» вместо приспособления этих текстов под нужды программ.
Нестор Комарницкий:
Существует ряд определений этого понятия, но все они довольно спорны. Для меня web 3.0 — это нишевой интернет-контент, созданный пользователями, для других пользователей и предоставляемый бесплатно. Поэтому, к примеру, известный портал стихи.ру, хотя и работает на уже по сути устаревших технологиях, но является продуктом, работающим в эпоху web 3.0.
Давид Эйдельман:
Web 3.0 — это синтез сильных сторон того, что накопилось в предыдущем опыте. Если web 1.0 — сделал упор на контенте и был почти статичной «супер-библиотекой», а web 2.0 — на общение юзеров, веб-связи «супер-телеграфа», где создатели дистанциируются от работы с контентом, то web 3.0 — это коллективное создание контента.
Web 1.0 — это интернет-предприниматели платили профессионалам за контент. Web 2.0 — непрофессионалам давали площадки для общения, где они могли генерировать контент и сами же его потребляли. Никто никому за это не платил. Web 3.0 — это профессионалы будут получать деньги за интернет-активность, творческое взаимодействие и сертификацию контента.
Речь идет, кроме всего прочего, о появление новых профессий, новых видов деятельности и новых инструментов для этой работы.
Комментарии читателей (0):