Саммит Россия – Африка 2023 года показал: Россия начинает разворот к масштабному и долгосрочному, стратегическому наращиванию своего присутствия в Африке. Никакие либеральные зубоскальства о том, что, «не закончив разворот на Восток, повернули на Юг», не отражают реальность. И Восток остаётся, и Юг добавляется, больше того – идёт резонанс по двум направлениям. Китай – давно в Африке; как может африканская политика России не быть связана с политикой на Востоке?
Владимир Путин перечислил основные направления новой африканской стратегии России: инвестиции, гуманитарное сотрудничество, сельскохозяйственные и политические технологии интеграции. Но это не всё. Передача российских технологий организации госуправления – это, по сути, контроль над формированием местных институтов власти, технологией их работы, наполнением их пророссийскими кадрами и определением их политического курса. Вот что самое важное.
Беспрецедентное наращивание мягкой силы на африканском направлении – это долгосрочный тренд. Африка нуждается в России уже хотя бы для уравновешивания Запада и Китая. И роль России в качестве балансира будет лишь возрастать.
Причём здесь самое главное – не экономика, а расширение гуманитарного присутствия России в Африке. Увеличение квоты для африканских студентов, расширение преподавания на русском языке, создание русских школ, формирование общего информационного пространства... На самом деле, это согласование мер пропаганды и политического языка – в противовес неоколониальным замашкам Старого Света. Конфликт с Западом развязал России руки на африканском направлении.
Отдельной строкой надо отметить выступление gатриарха Кирилла. РПЦ начала активную политику в Африке после конфликта с Варфоломеем и его американскими спонсорами. РПЦ вытесняет греческие епархии в Африке и открывает там свои. Российские церковные либералы очень негодовали по этому поводу, но сделать ничего не смогли. Церковная дипломатия действует в симфонии с государственной.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 18.08.23 Выйти «из тени»: как африканская энергетика пытается избавиться от зависимости от Западных стран
- 03.08.23 Володин заявил, что США, Великобританий и Франция должны выплатить компенсации Африке
- 31.07.23 В Китае отмечают слова Владимира Путина о близости мирного плана Китая по Украине с африканской инициативой
Язык, культура, религия, обучение кадров, общая пропаганда, военное сотрудничество (на полях форума Пригожин отметился переговорами с участниками делегации из ЦАР) – таковы главные элементы мягкой, и не только, силы России. Переворот в Нигере усиливает там проблемы Франции. Теперь Париж будет пытаться ввести туда военный контингент и столкнётся с расколом в нигерской армии и антифранцузскими настроениями населения.
По сути, это развязывание в Нигере гражданской войны, в которой российские ЧВК вроде «Вагнера» станут авангардом антиколониальных сил. Франция не может уйти из Нигера, так как треть урана для своих АЭС она получает из этой страны. Россия же, оказав помощь Нигеру в этой ситуации, получит беспрецедентные шансы в диалоге с ЕС.
Вместе с тем, надо иметь в виду, что позиции США в африканских странах пока сильны. И сильны тем, что, как и везде, там действует большая и разветвлённая сеть агентов влияния Вашингтона, провоцирующая цветные революции в случае стремления местных лидеров к суверенитету. Африканцы понимают эту проблему и очень нуждаются в помощи России для защиты от угрозы.
Примечательно вот что. По тому, как сейчас в России будут иронизировать над африканской политикой Кремля, нужно оценивать тех, кто этого боится и не хочет – точнее, ту самую пятую колонну. У России и африканских стран враги одни и те же. А ничто так не сплачивает, как общий враг. Перспективы африканского вектора российской внешней политики как никогда благоприятные.
Комментарии читателей (0):