Саммит Россия-Африка по размаху, без сомнения, является, что бы не говорили злопыхатели, грандиозным событием по количеству присутствующих глав государств и участников — 17 лидеров и 49 делегаций. Были заявлены масштабные проекты, начиная от свободных экономических зон и заканчивая образовательными проектами. Западные и аналитики и внутренние скептики чисто механически стараются доказать понижение статуса форума по сравнению с 2019 годом. Действительно, в этот раз не приехали представители Кабо-Верде, Кении, Либерии, Маврикия, Нигера и Сьерра-Леоне. Как и в 2019 на саммите не были представлены
Ботсвана, Лесото, Сан-Томе и Принсипи. Но количественные показатели не всегда означают качественные сдвиги. То, что борьба за Чёрный континент ведётся активная — это понимают все.
Россия после десятилетий провалов и отступлений, определённых добровольным уходом из региона после разрушения СССР, пытается «впрыгнуть в уходящий поезд». Опять же весьма показательно, что супер-активный интерес Москва стала проявлять к Африке после начала СВО и тотальной изоляции страны на Западе. Все предыдущие годы квинтэссенцией отношения новой власти к Африке можно считать забвение конголезского лидера Патриса Лумумбы. Как борец с колонизаторами и капиталистами конголезский лидер был чужд новым буржуинам.
Напомню: РУДН носил имя Патриса Лумумбы с 1961 по 5 февраля 1992. Вся аргументация коллег и даже мидовцев разбивалась о холодное равнодушие руководства вуза. Только 23 февраля 2023 (через год после начала СВО) РУДН вновь вернул имя Патриса Лумумбы. В своё время каждый советский школьник знал, что 17 января 1961 г. Лумумба с соратниками были расстреляны катангийскими солдатами, состоявшими под командованием бельгийских офицеров, и закопаны на месте расстрела. На следующий день трупы были выкопаны, расчленены, растворены в кислоте, после чего останки были сожжены. Убийство было приписано жителям деревни. И это лишь один из многочисленных зверских актов по устранению неугодных, организованный западными верхушками. Именно такие факты нужно использовать в информационной войне. А у нас молчок. Сегодня далеко не все студенты РУДН не знают судьбу этого человека.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 19.08.23 Елена Пономарёва: Граждане России всё меньше доверяют Западу
- 18.08.23 Выйти «из тени»: как африканская энергетика пытается избавиться от зависимости от Западных стран
- 30.07.23 Путин зашёл с козырей: Telegram-каналы оценили итоги саммита «Россия - Африка»
- 29.07.23 В Чечне учредят стипендию студентам-медикам из Гвинеи
Хочется надеяться, что слова, сказанные президентом РФ в ходе пленарного заседания и двусторонних встреч, будут иметь не временный, а стратегический характер; что не получится, как, например, с Балканами, когда коммерческие интересы определили политическое видение. Строительство «Южного потока» побудило впервые в Концепции внешней политики 2013 г. зафиксировать «стратегическое значение» балканского региона, причём с очень показательным уточнением: Балканы – «крупнейший транспортный и инфраструктурный узел, через территорию которого осуществляется доставка нефти и газа в страны Европы».
Такой пассаж вполне объясним: 7 декабря 2012 г. состоялась торжественная церемония начала строительства проекта «Южный поток», а начиная с 2013 г. началось строительство сербского участка.
Проект, как вы знаете, не удался, вместе с ним и «стратегический» интерес Москвы к региону сник. К сожалению, и в редакции 2023 г. подход не изменился, хотя на фоне «большинства государств Европы, которые проводят агрессивную политику в отношении России, направленную на создание угроз безопасности и суверенитету РФ» указание дружественных стран дало бы позитивный импульс развитию отношений с Сербией и Республикой Сербской. Балканы вспомнились не случайно — подобное отношение к огромному континенту не должно повториться.
Хотелось бы, чтобы власть в обещаниях и проектах не повторяла ошибки Советского Союза (прежде всего это огромные, часто не оправдывавшие себя финансовые вливания). Сегодня недопустимо действовать традиционно по-русски — бестолково и с размахом. Например, идея изучения африканских языков в школе — чистая профанация в русле госзаказа. Если не сказать хуже.
Всё должно быть детализировано и просчитано. Приступая к любому проекту в Африке нужно хорошо знать не только культуру и менталитет каждой страны региона — они принципиально разные (!), но и учитывать советский опыт и что даже более значимо — китайский подход.
В частности, Пекин продвигается и закрепляется во всех важных регионах за счет:
- льготных кредитов, которые выделяются для развития странового сотрудничества в инфраструктурных проектах;
- внедрения высоких и новых технологий;
- создания в странах особых экономико-технологических зон;
- создания валютных свопов, механизмов расчёта в местной валюте для трансграничной торговли;
- открытия филиалов банков. Причем, все это курируют специально созданные госинституты КНР.
Конкретно это выражается в следующем: китайские партнёры предоставляют заём, гарантированный страной-реципиентом, на который китайскими компаниями возводятся инфраструктурные объекты. Тем самым государства-реципиенты могут рассчитывать только на извлечение выгоды от экономических эффектов эксплуатации инфраструктурных объектов.
Строительство объектов Китай реализует на принципах государственно-частного партнёрства (ГЧП) – популярного механизма финансирования среди стран и регионов, не обладающих достаточным объёмом государственных бюджетных средств. Например, китайские подрядчики возводят и обслуживают ж/д магистраль на основе концессии сроком в 30 лет, а государство обязуется выплачивать этим компаниям соответствующие компенсации за работу. Единственным концессионером проекта является в таком случае, как правило, госкомпания China Road and Bridge Corporation (CRBC).
Механизм минимального гарантированного дохода – классический инструмент ГЧП, заключающийся в обязательстве государства выплатить компенсацию, если доходы от эксплуатации объекта концессии за отчётный период не составят минимальную установленную сумму. Таким образом, через экономику устанавливается особый тип отношений, формируются возможности влияния.
Конечно, не стоит буквально копировать такой подход. У нас своя история отношений с африканскими странами, а также не только, надеюсь, коммерческие интересы. Главное, чтобы мы опять не оказались в зоне риска потерять огромные средства и не получить ни коммерческой, ни политической выгоды.
Комментарии читателей (0):