В Москве завершилась очередная трехсторонняя встреча глав МИД России, Азербайджана и Армении, Сергея Лаврова, Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна. И сразу возникает первый и главный вопрос: «А что это было?». Продолжение дипломатического марафона по проблемам то ли азербайджано–армянского урегулирования в широком контексте, то ли попытка договориться хотя бы по какой-либо одной проблеме, в частности, по статусу Нагорного Карабаха, а точнее, статусу проживающего там армянского анклава или Лачинскому коридору. До этого обозначенные проблемы находили отражение в переговорном процессе на разных площадках: были переговоры в Праге и в Кишиневе на полях Европейского политического сообщества, были обсуждения в Вашингтоне и Брюсселе при посредничестве американского госдепа и Евросовета. Но после этого как со стороны Баку и Еревана, так и со стороны западных посредников сначала следовали заявления о «достигнутом прогрессе», затем наступал период жесткой словесной политической дуэли, которая сопровождалась углублением кризисных явлений.
Если вдумываться в такой процесс, то наружу вылезают важные нюансы. Начнем с того, что Москва выступила с инициативой провести встречу на уровне глав МИД на своей территории только после того, как состоявшаяся 15 июля в Брюсселе шестая встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна с участием председателя Совета Европейского Союза Шарля Мишеля не дала конкретных результатов, хотя, если судить по итоговому заявлению Мишеля, «обсуждался широкий спектр тем - от уточнения границ до открытия коммуникаций и гуманитарных вопросов». Но, как он отмечал, «для реального достижения «решительного и необратимого прогресса от сторон требуются «решительные шаги». Поэтому когда Москва быстро решила принять дипломатическую эстафету от Брюсселя, стало казаться, что у нее появились определенные новые предложения. Напомним, что по итогам встречи в Брюсселе МИД России выступил с развернутым письменным заявлением. На сей раз официальная Москва не жаловалась на то, что западное посредничество «способствует ее вытеснению из региона», но выразила открытое недовольство признанием Арменией бывшего Нагорно-Карабахского региона частью Азербайджана. Почему?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 07.09.23 Боррель заявил, что отношения Азербайджана и Евросоюза могут ухудшиться
- 17.08.23 Голос Баку: «Какие ещё мирные переговоры? Этот поезд ушёл давно»
- 28.07.23 Катастрофа в Карабахе: 120 тысяч человек, включая 30 тысяч детей, оказались на грани гибели
- 26.07.23 Карасин позитивно оценил трёхсторонние переговоры России, Азербайджана и Армении
Сложно говорить о том, была ли у Лаврова перед встречей со своими коллегами из Азербайджана и Армении «домашняя заготовка». Наверное, была, если трактовать в таком контексте фразу Лаврова о том, что «мы не намерены навязывать какое-либо решение для разрешения многолетнего спора между Арменией и Азербайджаном, сосредоточив внимание на территории Нагорного Карабаха». Любопытно и то, что Мирзоян и Байрамов в Москве заявляли, что не считают переговоры в Москве эксклюзивным московским фактором, а как продолжение «встреч, контактов на разных уровнях».
«Хоть и динамика переговорного процесса достаточна высока, наверное, мы откровенно должны сказать, что результаты несколько уступают динамике самого переговорного процесса. Но при этом было бы неправильно говорить, что положительных результатов вообще нет», — констатировал, к примеру, Байрамов.
И в этом ему подыграл Мирзоян, заявив, что в Москву Ереван прибыл с багажом уже достигнутых ранее «результатов переговоров», хотя «остаются, конечно, и проблематичные вопросы, где позиции сторон еще далеки друг от друга».
Ранее на ИА REX: Баку и Ереван договорились проводить встречи по делимитации на разных участках границы
Выходит, что глава МИД России, похоже, сыграл в ту же игру, которую предложили ему закавказские коллеги. Он заявил, что на данном этапе «стороны продолжат усилия по реализации тех задач, которые вытекают из договоренностей лидеров России, Армении и Азербайджана в отношении карабахской проблемы, в более широком плане – нормализации отношений между Ереваном и Баку».
«Мы за то, чтобы все эти трехсторонние договоренности во всей своей полноте, взаимосвязи уважались и воплощались в жизнь», — указывал Лавров.
Интрига тут в том, что если сравнить «тезисы» Лаврова с теми, что заявляют по этому поводу в Вашингтоне и в Брюсселе, то за исключением некоторых озиций, «тезисы» Москвы совпадаю с американскими и брюссельскими. Это наводит на мысль, что фактически происходит процесс реанимации Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию, ведь формально эта группа не объявлена распущенной, и она сохраняет свой международный мандат. При этом, наверное, не случайно, Лавров заявил, что Россия не против, чтобы международные игроки пробовали посредничать между Баку и Ереваном, если у них есть желание помочь договориться, а не только желание проникнуть в регион. Это - новый нюанс, так как ранее Лавров высказывался по этому поводу более критично в отношении Запада.
Это, как выясняется, тот самый момент, когда Баку и Ереван вместе, но по разным причинам начинают проявлять недовольство всеми посредниками, включая Москву. Сами же договариваться без их участия они не желают из-за внутриполитических соображений.
Сейчас в зоне совместной атаки Баку и Еревана оказались российские миротворцы в Нагорном Карабахе. Баку обвиняет Москву в том, что ее миротворцы не выводят армянские военные подразделения из Нагорного Карабаха. Ереван же обвиняет Москву в том, что миротворцы не препятствуют блокаде Лачинского коридора. При желании в такой схеме можно обнаружить элементы сговора между Баку и Ереваном. Если он есть, то в «сухом остатке» один важный фактор для Армении. Ей удается интернационализировать карабахский вопрос через проблемы Лачинского коридора, и все сильнее затягивать в эту сферу Азербайджан. Кстати, не без поддержки некоторых российских экспертов-лоббистов Азербайджана в Москве.
В результате вырисовывается еще одна схема. Если действительно существует вариант негласного сговора между Арменией и Азербайджаном с целью дискредитации российского контингента и последующего их вывода из Нагорного Карабаха, то проблема обеспечения безопасности армянского анклава может решаться уже на уровне Совета Безопасности ООН. В этой ситуации Пашинян стал интриговать весьма оригинально, перекладывая все проблемы армян Карабаха на Москву, Баку и Степанакерт.
«Если Россия (первая позиция, рабочая) решит выйти, это как минимум означает, что в Нагорном Карабахе нет угрозы массового убийства населения, но если есть такая угроза, трудно представить, как можно принять такое решение, — заявил он.- А если такой угрозы нет, значит, диалог Баку–Степанакерт (вторая позиция, сейчас не рабочая) в рамках международного механизма признан эффективным, и стороны фиксируют отсутствие необходимости присутствия миротворческих сил».
Причем в Армении крепнет мнение о том, что в «связи с низкой эффективностью роли российского миротворческого контингента (РМК) в блокаде Нагорного Карабаха, его следует заменить на международные силы, либо россияне должны получить мандат ООН или ОБСЕ.
Однако такое пока невозможно, поскольку мандат придается только с согласия всех сторон. Азербайджан, который считает проблему Нагорного Карабаха внутренней, на это не пойдет. Но он может провести контригру: начать отдельно от Армении переговоры с Россией о статусе ее миротворцев в Нагорном Карабахе с перспективой продления мандата их пребывания в регионе. В противном случае западные посредники неизбежно приведут Баку к косовскому сценарию. Что же касается Лачинского коридора, то есть уже предлагаемая Москвой «развязка», без отказа от описываемой ранее фабулы. Ясно, что призывы МИД России к Баку открыть Лачинский коридор «на основании обострения гуманитарной ситуации в Карабахе и для восстановления беспрепятственного движения товаров, граждан и транспортных средств в обоих направлениях» вряд ли будут им услышаны. Алиев предлагает доставлять товары в Степанакерт по своей территории, через Агдам. Но есть предложение, озвученное бывшим заместителем министра иностранных дел России (2002-2011 гг.) и экс-заместителем генсека ООН Сергеем Орджоникидзе открыть воздушное сообщение между Россией и Степанакертом или Ереваном и Степанакертом на основе решения Совета Безопасности ООН. Причем это не утопия, как кажется некоторым экспертам, так как такое решение может быть принято и без определения правового статуса Нагорного Карабаха. Кстати, и это все из серии мандата Минской группы ОБСЕ. Российские миротворцы уже перевозят необходимые им грузы вертолетами, правда, в ограниченных объемах.
Как видим, все затронутые вопросы непростые. Поэтому сложно говорить о том, придаст ли состоявшаяся московская встреча глав МИД России, Азербайджана и Армении позитивный импульс переговорному процессу, который проходит сразу на нескольких внутренних и внешних «дорожках». Лавров заявил, что к концу года должна наступить кульминация переговорного процесса на встрече в Москве лидеров России, Азербайджана и Армении. На Западе же говорят, что до этого состоится еще одна встреча Алиева с Пашиняном в пятистороннем формате с участием президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера Германии Олафа Шольца в рамках саммита Европейского политического сообщества в Гренаде. Поэтому рано что-либо говорить вообще о решающем значении предстоящих встреч, включая и московскую, в деле достижения мира между Азербайджаном и Арменией. У нас нет оптимистических прогнозов о том, что мирное оглашение может быть подписано до конца года. Все только начинается по–новому и поэтому пассажи дипломатов остаются сложными и запутанными.
Комментарии читателей (0):