Можно сбиться со счета, перечисляя сколько раз происходил откровенный саботаж в отношении строительства Северного широтного хода (СШХ). Данный вопрос активно поднимается на протяжении минимум десяти лет, но «воз и ныне там».
Кратко напомню, что СШХ – проект железнодорожного коридора в Арктике. По которому планируется пропускать почти 24 млн тонн грузов ежегодно.
Весной прошлого года президент России лично обратил внимание на чрезвычайную приоритетность СШХ в контексте разгрузки БАМа и Транссиба, а также развития Арктической зоны. И поручил приступить к строительству «в текущем году», то есть в 2022-м. И вот уже прошло полгода от года следующего, то есть 2023-го. А результата всё нет. Мы раз за разом продолжаем получать новости из серии «денег нет, но вы дождитесь».
Ранее на REX: Денег нет. Очередное поручение Путина сорвано
И вот буквально на днях Минтранс заявил, что государство «умывает руки», поэтому РЖД предложено строить свою часть СШХ за свой счет и только после 2025 года. Тут надо отметить, что участок, за который был ответственен «Газпром» (то есть реконструкция линии Надым – Пангоды), реализуется строго по утвержденному плану. Никаких проблем с ним нет.
Однако РЖД при этом винить решительно не в чем. Они и так перегружены инвестпрограммой – для госмонополии в настоящее время достаточно остро стоит задача развития Восточного полигона (расширение БАМа и Транссиба) и ж/д сети, ведущей к портам Азово-Черноморского бассейна. Поэтому от СШХ никто не отказывался, просто в компании констатируют, что ввиду ограниченности собственных средств, начало строительства будет возможно не раньше 2025 года.
Так вот самое главное тут – а какова же цена вопроса? Итак, все дело по сути упирается в самый дорогостоящий участок данного проекта – мост через реку Обь. И требуется на это 150 миллиардов рублей, которые ещё в прошлом году обещали выделить из средств ФНБ. Так как только в этом случае концессионер проекта (государственный Росжелдор) имеет возможность привлечь банковское финансирование.
Но до настоящего момента соответствующее решение принято так и не было. При этом все согласования и необходимые экспертизы пройдены. То есть дело в буквальном смысле «за малым».
При этом я хотел бы отметить, что данная схема, конечно, не идеальная. По-хорошему государство за свой счет должно и, главное, в состоянии полностью профинансировать СШХ. С другой стороны, при необъяснимом нежелании государства это делать, концессионная схема с привлечением банковского капитала тоже имеет право на существование.
Кроме того, нужно понимать, что чем больше тянуть, тем дороже становится проект. Так, если на данный момент стоимость всей стройки оценивается в 650 млрд рублей, то при сдвиге сроков вправо сумма будет только расти. Согласно предварительным оценкам, на мост через Обь уже потребуется не 150 млрд, а 180 млрд рублей. В общая сумма рискует вырасти до 730 млрд рублей. И это только очевидная часть. Есть ещё целый пласт скрытых издержек:
– Недополученные доходы от потенциального использования СШХ;
– Издержки при перегрузе альтернативных маршрутов – в частности, Восточного полигона;
– Потеря мультипликативного эффекта при строительстве транспортной инфраструктуры, которая завязана на огромное количество смежных отраслей;
– Недополученная прибыль тех участников проекта, которые свою часть работы уже выполнили;
– Издержки для регионального бюджета, в частности речь идёт о ЯНАО;
– Риски путаницы всех планов по освоению месторождений полуострова и развитию соответствующей транспортной инфраструктуры. Все-таки с со строительством СШХ были связаны и другие проекты.
В общем, все это в совокупности даже посчитать невозможно. Однако одно можно сказать наверняка – скупой платит дважды. Но у нас по-прежнему боятся терять в моменте, не задумываясь о стратегическом планировании с горизонтом «дальше собственного носа».
Комментарии читателей (0):