Денег нет. Очередное поручение Путина сорвано

В апреле 2022 года Владимир Путин поручил до конца года начать строительство Северного широтного хода, однако стройка до сих пор не началась...
19 июня 2023  21:57 Отправить по email
Печать

Одним из главных тормозов развития русской экономики являются кадры. К сожалению, в государственных структурах не так много по-настоящему компетентных людей, способных действовать нестандартно и предлагать уникальные проекты. Значительная часть бюрократии – ни в чем не заинтересованное чиновничество, рассматривающее свою должность исключительно как работу, а не как призвание. Безынициативность и формализм – вот их главные черты.

Сколько отличных проектов было загублено бюрократией – не сосчитать. Правда, данная традиция является отнюдь не новой для России. Если судить по опыту и Российской империи, и Советского Союза, то по-настоящему прорывные проекты реализовывались исключительно личной инициативой ярких деятелей, которые преодолевали упорство бюрократии.

Но вернемся к сегодняшнему дню. В апреле 2022 года Владимир Путин поручил до конца года начать строительство Северного широтного хода (СШХ):

«Активная стройка на объектах магистрали должна начаться уже в текущем году. Я обращаю внимание правительства, РЖД, "Газпрома" и других компаний, задействованных в проекте».

Однако прошло уже практически шесть месяцев 2023 года, а стройка так и не началась. И, к сожалению, вряд ли начнется в ближайшее время.

В чем заключается причина? Она является достаточно банальной. Ведомства не могут разобраться с финансированием СШХ, предпочитая перекладывать ответственность друг на друга.

В текущих ценах стоимость проекта оценивается в 650 млрд рублей. К слову, 6-7 лет назад было необходимо примерно в два раза меньше денег.

Однако особенность инфраструктурных проектов заключается в том, что чем дольше откладываешь их реализацию, тем больше тебе средств потребуется в конечном счете.

В инвестиционной программе РЖД соответствующее финансирование не заложено. Однако сделать это невозможно по объективным причинам, поскольку сейчас все средства, которые есть в РЖД, направляются на расширение БАМа и Транссиба, на подходы к портам Азово-Черноморского бассейна и на Центральный транспортный узел. У РЖД и так имеется в инвестпрограмме существенный дефицит, деньги на покрытие которого выбиваются от Минфина со скрипом.

Строительство участка Обская – Салехард – Надым (с мостом через Обь) требует выделения из ФНБ не менее 150 млрд рублей. Только в этом случае концессионер проекта (государственный Росжелдор) имеет возможность привлечь банковское финансирование.

Схема, конечно, не идеальная. По-хорошему государство за своей счет должно и, главное, в состоянии полностью профинансировать СШХ. Эффект от реализации проекта будет огромен, в том числе, и для бюджета. Да и сам СШХ является самоокупаемым проектом. С другой стороны, при необъяснимом желании государства финансировать СШХ самостоятельно, концессионная схема с привлечением банковского капитала тоже имеет право на существование.

Однако проблема состоит в том, что решение о выделении из ФНБ жалких 150 млрд рублей до сих пор не принято. В августе 2022 года Денис Мантуров заявлял, что согласована сумма в 70 млрд рублей. Значит, сейчас вопрос состоит всего лишь в 80 млрд. Сумма для бюджета или для ФНБ копеечная. Особенно если вспомнить то, как недобирает казна по нефтегазовым доходам в результате продолжающейся ориентации на данные британского Аргуса.

Ситуация, действительно, абсурдная. РЖД в виду недостаточности средств предлагает перенести начало строительство СШХ на 2027 год. Правительство до сих пор не может выделить из ФНБ необходимые 150 млрд рублей. В это же время «Газпром» со своей задачей по реконструкции линии Надым – Пангоды справляется.

А ведь СШХ – важнейший проект для развития русского севера. Грузооборот на участке составит 23,9 млн тонн. Построить необходимо всего лишь 700 км, пусть и в непростых условиях вечной мерзлоты. Когда дело сдвинется с мертвой точки – неизвестно.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть