Foreign Affairs пишет сенсационные вещи. Приватизация заводов, особенно оружейных, и передача их эффективным собственником оказывается проблемой. Это выяснили в США, столкнувшись с необходимостью вооружать Украину.
«Ползучая приватизация во время холодной войны, наряду с уменьшением федеральных инвестиций и надзором за оборонными контрактами с 1960-х годов, обеспечили неэффективность, расточительство и отсутствие расстановки приоритетов, что сегодня осложняет помощь США Украине», – делится результатами открытия издание.
Оказывается, после падения Берлинской стены крупные игроки оборонной промышленности США консолидировались, начали снижать издержки на рабочую силу и добиваться дорогостоящих контрактов на экспериментальное вооружение, забыв про обычные системы. Ведь они были менее рентабельными. В результате, к украинскому кризису американский ВПК пришел совершенно неподготовленным.
Foreign Affairs сравнивает американский ВПК XXI века с промышленностью Второй мировой и приходит к выводу: ничего общего. Тогда был Совет по военному производству, который мобилизовал бизнес и распределил ресурсы для фронта. Производство оружия было сосредоточено в судостроении и авиации, оно базировались в основном на государственных предприятиях, известных как заводы GOGO.
Правительству принадлежало почти 90% производственных мощностей самолетов, кораблей, оружия и боеприпасов. Это контрастирует с сегодняшним днем, когда частные компании составляют более 88% новых заказов с 2011 года, а частный капитал инвестирует более $6 млрд в год в военную промышленность.
Переломом стали Корейская и Вьетнамская война, когда частные игроки смогли пролоббировать приватизацию значительного сектора оборонной промышленности. К тому времени, когда военные операции США во Вьетнаме переросли в полномасштабную войну в 1965 году, большинство оборонных объектов больше не принадлежали правительству.
К концу 1960-х годов члены Конгресса все громче заявляли о расточительстве и злоупотреблениях в бюджете Пентагона.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Меня, как гражданина и сенатора, обескураживает то, что оружие стоит слишком дорого, поставляется слишком поздно и функционирует намного ниже своих технических характеристик», — сказал сенатор Уильям Проксмайр в 1970 году.
Вьетнам был последней крупной войной с применением обычных вооружений для оборонной промышленности США. После окончания войны в 1973 году и сокращения оборонного бюджета промышленность переключилась на продажу оружия за рубеж. Что усугубило дисбаланс между тем, что нужно продать и тем, что нужно для собственной обороны в пользу первого, признает Foreign Affairs.
Приватизация, делает вывод издание, привела к тому, что американский ВПК не имеет рабочей силы, достаточного числа заводов и технологий для быстрого производства оружия, необходимого Украине. Например, один из немногих государственных заводов США по производству пороха был закрыт в 2021 году, как не приносящий прибыли.
То есть, те самые люди, которые с конца 80-х годов рассказывали о том, что любая приватизация по определению более эффективна, чем госсобственность, признают то, что слегка ошиблись. И как минимум в таком вопросе, как оборонзаказ, приватизация просто ради приватизации себя не оправдывает.
Заслуживает внимания и то, что в США была своя «Ставка» (Совет по военному производству), определявшая приоритеты обороны и способная консолидировать ресурсы под единым управлением для получения максимального результата.
Глобальный конфликт, локальным проявлением которого стали боевые действия на Украине, будет идти с разной интенсивностью, но длительное время. Нам в нем придется побеждать, а значит рассматривать отечественный ОПК исключительно с позиций сиюминутной прибыльности не просто опасно, а, во многом, преступно.
Комментарии читателей (0):