Возможны ли новые попытки мятежей в России и что нужно делать для их предотвращения? Ответы на эти вопросы 26 июня искали Telegram-каналы.
Это не конец истории, а начало. Военные мятежи (mutiny), даже неудачные, очень часто в истории - это предвестник, начало процесса. Главные события (революция, путч, гражданская война) разворачиваются после них с некоторым временным лагом. Главное, что мы видели позавчера, — вот этот "танк, застрявший в воротах цирка," - более научно выражаясь, это наглядное проявление процесса, который можно определить как "распад регулярного государства". Политолог Кирилл Рогов
Людей снова ударили по голове стрессовым событием, ничего не объяснили и оставили всё как есть, типа, забудьте. Обращение на входе в ситуацию есть, а о выходе из нее – нет. Резонные вопросы, ответы на которые люди не получают уже больше суток (дольше, чем происходили сами события): «Что это вообще было? При чем здесь Лукашенко? Что получил Пригожин за слив бунта? А если они передумают, то снова?» Картина мира сломана, кстати, в очередной раз. Вместо неё новой не появилось.
Мятеж Пригожина маркирует неспособность правящей элиты к договоренностям внутри себя, причем даже неважно - внутри высшего слоя знати или между высшим и нижестоящим элитным «этажами». Будут ли другие мятежи? Теперь вероятность этого резко возросла. Если можно одному, то почему бы не попробовать кому-то другому? Не так, как Пригожин, но все равно как - силовой путь становится наиболее коротким и эффективным.
Сейчас переломный момент. Точка бифуркации. Обобщая, есть два децизионистских сценария. Хороший и ужасный. Прекрасного в сложившейся ситуации видимо нет, как нет и просто плохого. Плохой сценарий мгновенно перерастет в ужасный.
1. Хороший сценарий. Кадровые решения по ряду важнейших ведомств. Тут почти все очевидно. Кто-то показал себя героями, кто-то предателями и трусами. Безусловными героями являются Путин и Лукашенко. Именно они спасли страну, зависшую над бездной. Но тех, кто сделал эту ситуацию возможной, кто ей способствовал, и кто не смог ее предотвратить, а когда все началось, был неспособен адекватно отреагировать, с этими надо прощаться резко. Такое решение укрепит позиции верховный власти и восстановит пошатнувшееся уважение к ней, веру в силу настоящего Суверена.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
При этом следует теперь обратить внимание на ту обобщенную программу, которую наспех обнародовал Пригожин: обществу остро не хватает справедливости, чести, мужества и ума со стороны элит. До такой степени не хватает, что это вызывает уже самый настоящий взрыв. Так почему бы эту идею не взять на вооружение самой власти? Путин сейчас (да и всегда) находится в том положении, что он это может сделать и у него это точно получится. Итак:
- ротация элит,
- наказание трусов и предателей,
- поощрение верных и отважных,
- коррекция идеологии в сторону патриотического самосознания, социальной справедливости и настоящей включености общества в войну.
Меньше PR, больше реальности. И все встанет на место.
2. Ужасный сценарий. Все оставить как есть. Ничего не менять. Вычистить из медиасферы и блогосферы любое упоминание о 24 июня и его фигурантах. Криминализировать любые апелляции к патриотизму со ссылкой на мятеж. Всё свалить на Запад и его происки. Сделать вывод в пользу либерализма и все затопить PR-технологиями и победными реляциями. Я не собираюсь пугать, но предлагаю самим трезво представить последствия такого решения, то есть отсутствия какого бы то ни было решения. Именно то, что было, привело к тому, что случилось. Если не менять ничего, катастрофа повторится и на сей раз будет фатальной.
Совершенное "Вагнером" должно (просто обязано) повлечь за собой глубокий анализ внутриполитической обстановки в России. Мятеж показал, что реальная поддержка государственной власти ограничилась хэштегами и довольно сухими заявлениями в аккаунтах ряда политических деятелей (далеко не всех, кстати). В то же время народ, что особенно видно по реакции ростовчан, был скорее на стороне мятежников. Этот вопрос надо решать. Причём не на уровне правоохранительных органов (то есть не выявлением сочувствующих и применением к ним репрессий), а на уровне каких-то системных изменений.
В стране чётко сформированы группы старых и новых элит и есть бесшабашная военная сила (условное "Казачество 2.0"), которое намерено решать свои задачи: организационные, денежные, жилищные и прочие, требует себе льгот и равного статуса с военнослужащими (прямо как казаки 16-17 веков требовали себе равных прав со служилыми людьми по Отечеству). В 16 веке Иван Грозный пытался решить эту проблему через Опричнину - громил крупные хозяйства бояр, чтобы те не смели противостоять ему - царю. Не решил. В 17 веке все вопросы между этими группами решались во время Первой Гражданской войны. Если мы сейчас не будем заниматься этими проблемами, оставим в прежнем положении наши компрадорские элиты, семьи которых живут на две-четыре страны, колесят по Дубаям во время СВО, не заставим их вкладываться в страну, не решим проблемы со статусом ЧВК и бойцов, которые там проходят службу, после одного неизбежного и неминуемого события нас ожидает одно - Смута.
Главный итог — гражданской войны не случилось, за что всем причастным — большое человеческое спасибо!
Частные итоги менее жизнеутверждающие. Например, в части имиджей, рейтингов, авторитетов и прочего пиар-хозяйства, которое в наше время многое определяет. В частности — потенциальное будущее владельцев этого хозяйства.
Пригожин — всё. Что бы ни было раньше, что бы ни было в будущем, как политическая фигура и как уважаемый человек, патриот, — он больше не существует. Шойгу, Герасимов — всё. В глазах всех наблюдателей (а это весь народ, причем не только наш) они являются совиновниками попытки мятежа, виновниками, скажем мягко, «проблем» СВО, а также виновниками и частично авторами видимого невооруженным глазом разложения армии. Чем дольше их будут сохранять во главе ВС РФ, тем больше потом нужно будет времени для отмывания ВС РФ от их «руководства», если это вообще будет возможно.
Элиты — региональные, хозяйственные и бизнес — подтвердили свою репутацию. Чиновники сидели тихо как мышки и ждали указаний, а после выступления Президента начали хором скандировать верноподданнические кричалки. Бизнес-элита разбежалась (разлетелась). Росгвардия, МВД, ФСБ и прочие службы, миссией которых является поддержание порядка внутри страны, в том числе противодействие тому, что произошло, на деле доказали свою полную недееспособность. Безусловно, испортить жизнь любому отдельному гражданину, который пошел гулять в майке с не тем рисунком, они вполне могут. Но на этом — всё.
Президент Путин повел себя достойно — назвал всё правильными именами, заявил принципиальную позицию, и сделал всё возможное, чтобы избежать кровавого исхода. Одно пугает — одного достойного и ответственного человека, даже если он Президент, для страны явно недостаточно. А вокруг… см. выше.
Итого: эксцесс преодолен, но страна и все мы совсем не выиграли и сильнее не стали. Это плохо.
Все с нетерпением ждали понедельника, чтобы понять, как дальше будет жить страна, которая еще позавчера была на грани начала гражданской войны, но день проходит, а наша власть, на которую собственно и обращены все взоры, пока даже соответствующих сигналов отчетливо не подает.
Видимо, это можно расценивать как стремление Кремля показать, что ситуация в стране стабилизирована, всё у нас работает, как и работало раньше, система, хоть и дала сбой, но устояла и тому подобное. Тогда, действительно, получается, что с виновными в организации мятежа, а также с симпатизировавшими им должностными лицами, как и с недоработавшими и прозевавшими мятеж, разберутся, скорее всего, постепенно и в скрытом режиме ("по-тихому"). Но, в таком случае, на ближайшее время в российском обществе останется, как верно подмечено, ощущение неоконченности "вагнеровского" мятежа. И тогда, реально могут найтись желающие (с тем или иным военным ресурсом в руках) повторить аналогичную или похожую акцию.
Комментарии читателей (1):