Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал Иран «главным препятствием» для открытия Зангезурского коридора. «Наша проблема относительно открытия этого коридора и соединения Нахичеванм с Азербайджаном через этот маршрут – не Армения, а позиция Ирана. Если бы Иран положительно отнесся к этому вопросу, сегодня Турция – Азербайджан – Иран соединились бы друг с другом и автомобильным, и железнодорожным транспортом. И, может быть, была бы открыта линия Пекин-Лондон», – сказал он.
Заявление турецкого лидера комментирует Telegram-канал «Россия не Европа».
Зангезурский коридор – крайне важная часть китайского проекта международного транспортного коридора (МТК) «Пояс и путь». Его введение в эксплуатацию превратит Турцию и Азербайджан в золотой мост между Европой и Китаем. Очевидно, что Иран не хочет такого усиления Турции – своего соперника в борьбе за региональное лидерство.
Анкара и Баку будут пытаться привлечь КНР к урегулированию в Закавказье через платформу «3+3» (Грузия – Турция – Азераджан и Россия – Армения – Иран). Турция и Азербайджан не без основания рассчитывают, что Китай будет поддерживать в этой платформе именно их – во-первых, как часть МТК в обход России, а во вторых, чтобы не дать возможность Ирану и России реализовать в полной мере МТК «Север-Юг», который крайне невыгоден Китаю (т.к. этот МТК связывает через Иран и Россию Индию, геополитического соперника КНР, с Европой). Соответственно, это испортит отношения Китая с Россией и Ираном. Может начаться противостояние, которое распространится не только на Закавказье, но и на Среднюю Азию. Турция от этого выигрывает: противостояние России и Китая серьёзно ослабит наши позиции в тюркских постсоветских регионах и турки постараются занять соответствующие ниши. В Тегеране всё это понимают и выступают против Зангезурского коридора.
Всё более напряжёнными становятся и отношения Ирана с «младшим братом Турции» – Азербайджаном. С 23 июня Азербайджан прекратит выдачу в своих международных аэропортах виз гражданам Ирана. В начале июня Азербайджан призвал своих граждан не посещать Иран. Ранее Баку объявил персонами нон грата четырёх сотрудников посольства Ирана в Баку. МИД Ирана заявил, что Тегеран считает «такое поведение правительства Азербайджана противоречащим принципам добрососедства».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Со своей стороны, Иран не выдал разрешение на совершение паломничества суннитскому священнослужителю имаму города Захедан Мевлеви Абдулхамиду Исмаилзехи. Примечательно, что Захедан, являющийся административным центром провинции Систан и Белуджистан, считается основным очагом антиправительственных акций в регионе, а сам имам часто критикует действующую власть в стране в своих пятничных проповедях. Для Эрдогана, позиционирующего себя защитником суннитского ислама, это прекрасный повод для очередных обвинений в адрес Исламской Республики, а для президента Азербайджана Ильхама Алиева – повод подчеркнуть, что иранские власти дискредитируют своих граждан по религиозному и национальному признаку.
Активизировался на фоне начавшихся американо-иранских переговоров и Израиль, постоянно твердящий о необходимости силового решения иранского вопроса. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху пытается организовать встречу с Эрдоганом на фоне потепления турецко-израильских отношений. Если такая встреча пройдёт, то тема Ирана (очень актуальная для обеих сторон) без сомнения станет одной из главных.
Учитывая рост напряжённости в ирано-израильских и ирано-азербайджанских отношениях (здесь вообще создается впечатление, что Баку делает всё, чтобы довести дело до военного конфликта с Ираном) и неоднозначную по отношению к Тегерану позицию Турции, создаётся впечатление, что Белый дом специально затеял переговоры с Тегераном, чтобы подтолкнуть Израиль и Турцию к военному конфликту с Ираном. На самом деле Вашингтон и не собирается ничего подписывать, но, организовав «утечки», доведёт до сведения своих союзников, что готов пойти на крупные уступки Тегерану, заставив таким образом Израиль и Турцию действовать немедленно, пока договоренности не достигнуты. Результат – контролируемый хаос на Ближнем Востоке, удар по китайскому проекту «Пояс и путь», нестабильность на южных границах России. В итоге США остаются в выигрыше. Но и Турция не будет в накладе – с одной стороны, создав мощный образ «внешнего врага», Эрдоган попытается сплотить расколотую после выборов нацию, с другой – уберёт регионального конкурента и потенциального союзника России в борьбе против пантюркизма. Поэтому пока в основных моментах интересы Турции и США совпадают.
Комментарии читателей (0):