«Министр экономики и внешней торговли Сирии Мухаммад Зафер Мхаббак обсудил с послом Белоруссии в Дамаске Олегом Ермоловичем двусторонние отношения, в частности, в сфере экономики и торговли, и пути их укрепления. Как сообщает 4 февраля сирийское государственное агентство SANA, стороны договорились о продолжении контактов с целью выполнения и активизации договорённостей, подписанных двумя странами. Сирийский министр выразил надежду на то, что Минск поддержит вступление Сирии в Таможенный союз, в который входят Россия, Казахстан и Белоруссия», — сообщает ИА REGNUM.
ИА REX: Сирия хочет вступить в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии — реально ли это?
Ростислав Ищенко, политолог, президент «Центра системного анализа и прогнозирования»:
Для Сирии это — попытка укрепить свои международные позиции. На агрессию против члена Таможенного союза решиться сложнее, чем на агрессию против просто Сирии. Поскольку это политический шаг, то надо понимать, что приведение Сирии к нормативам ТС может не соответствовать потребностям национальной экономики (во всяком случае, эти позиции надо считать). Если экономического эффекта от членства в ТС Сирия не получит, то по истечении периода опасности, она союз покинет. Это будет неприятно, но не смертельно.
Таким образом, России предстоит решить, готова ли она на подобную политическую демонстрацию для защиты Сирии. Тем более, что все это поймут правильно — так, как понимали в начале двадцатого века ультиматум: «Или Австрия уберёт руки от Сербии, или Россия начинает мобилизацию». Австрия руки не убрала. Результат известен — проиграли все. Если против Сирии всё же начнётся открытая агрессия в тот момент, когда она будет членом ТС, для России это будет означать, либо вовлечение в конфликт, почти автоматически перерастающий в мировую войну, либо полную потерю лица и дискредитацию действующей власти.
В общем, принимая Сирию, Россия, с учётом того, что в обычных вооружениях и в численности Вооружённых сил она заметно уступает НАТО, фактически говорит, что в случае агрессии против Сирии, Россия готова нанести ядерные удары по целям в США, Западной Европе, в Турции и на Ближнем Востоке, то есть нанести массированный превентивный ядерный удар и начать последнюю войну в истории человечества. Это очень ответственная демонстрация. И пойдя на такой шаг, придётся идти до конца. Иначе, если один раз пригрозить бомбой (пусть и косвенно) и отступить, ядерное оружие перестанет играть роль фактора сдерживания. Россия должна быть очень заинтересована в сохранении действующего сирийского режима (буквально жизненно заинтересована) и не видеть другой возможности его сохранить, чтобы пойти на такой шаг.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Юрий Юрьев, политконструктор:
Таможенный союз становится анекдотичным. В него хочет вступить Сирия, страна с четырьмя открытыми границами из шести, от которых к ней врываются влюблённые контрабандисты с тяжёлым вооружением и производят массаж власти из крупнокалиберных орудий, не считая мелких поглаживаний батальонами по кварталам столицы. И на днях начали удивлять израильтяне, бесплатно пресекая сирийскую контрабанду ракетами с самолётов.
А недавно Янукович наградил Сергея Иванова орденом «За заслуги», после того, как Россия желала увидеть Украину в ТС и дала Киеву передышку. В общем, если бы поменять Украину и Сирию местами, возможно ТС бы получился. Южнее — под охраной не столько самолётов, сколь саломётов. Но пока — Сирия не может в ТС, а Украина не хочет. Сирии надоели пожары и смерти и она ищет любые возможности к спасению, а Украине, похоже, нужны пожары, чтобы элиты скрылись в дыму с чемоданами, то есть нужен суицид. А это — уже не смешно.
Андрей Давыдов, журналист:
Разумеется, это всего лишь политический ход с целью прикрыть Сирию от внешней агрессии. При всем желании невозможно реально и на долгосрочной основе включить сирийскую экономику в механизмы Таможенного союза. Однако в политическом ключе целесообразнее было бы добиваться вступления в ШОС. Поэтому заявления сирийского министра, адресованные послу Белоруссии, скорее нужно рассматривать как зондирование с привлечением Минска в качестве толкача. Возможно, Москва и Пекин пока не готовы заходить столь далеко в своих гарантиях безопасности для Сирии.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Сирия подала бы заявку и о вступлении в Варшавский договор, если бы он до сих пор существовал, и Асад бы переименовал Баас в Коммунистическую партию, будь это нужным для того, чтобы получить прямую военную помощь из России, не только оружием, но и солдатами, которые его будут применять. О способностях арабов самим пользоваться оружием советского или российского производства свидетельствуют их грандиозные победы в 1967 и 1973 годах, а также разгром войск Буша войсками Саддама в 2003 году, после которого иракцы вступили в Вашингтон и повесили скрывавшегося в трущобах президента США. Вопрос лишь в том, нужно ли России таскать каштаны из огня для кого бы то ни было.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
На днях, комментируя заявления Р. Эрдогана, заговорившего вдруг о членстве в ШОС, я написала: «А тенденция и тренд тут в том, что в эпоху перехода от однополярного мира к многополярному, и от национальных государств к крупным наднациональным объединениям (союзам) в мире сформируется несколько наднациональных союзов — центров силы. И в такой ситуации некоторым государствам придется решать: а к какому же союзу примкнуть?»
Заявление сирийского министра экономики и внешней торговли вполне укладывается в эту тенденцию: если уж Турция, входящая в сферу влияния Запада, начала вдруг поглядывать на восток, то уж Сирии, подвергшейся массированной атаке Запада, повернуться на Восток сам Аллах велел.
Однако я думаю, что пока что слова министра торговли, равно как и заявления турецкого премьер министра, пока останутся всего лишь словами: дело в том, что я стараюсь внимательно следить и за ситуацией в Сирии, и за строительством таможенного (евразийского) союза. И вот я заметила, что подобные заявления делались и ранее. Так, еще в 2010 президент Сирии Башар Асад на встрече с премьер-министром Белоруссии Сергеем Сидорским году говорил, что «Сирия заинтересована в создании зоны свободной торговли совместно с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана...» А 11 октября 2011 года М. Маргелов после поездки в Сирию заявил: «Сейчас как раз должен завершиться финальный раунд переговоров о присоединении Сирии к российско-белорусско-казахскому Таможенному союзу. Это очень интересный ход...».
То есть, как видим, разговоры о вступлении Сирии в таможенный союз идут уже как минимум года три, а воз и ныне там. С другой стороны, я понимаю, что строить — это не ломать: воссоединение процесс длительный. Так что пусть Сирия присоединяется к Таможенному союзу, если хочет. Но — на российских условиях.
Комментарии читателей (0):