"Газпром» планирует в 2012 году поставить в Белоруссию 22 млрд кубометров газа и направить транзитом через белорусскую территорию 44,5 млрд кубометров газа (что обойдётся «Газпрому примерно в 570 млн долларов), а в дальнейшем увеличить объёмы транзита российского газа почти на 15 млрд кубометров. После визита в белорусскую столицу главы «Газпрома» Алексея Миллера и его встречи с Александром Лукашенко было объявлено, что российский газовый монополист планирует сразу на 30% увеличить транзит газа в Европу через Белоруссию, в обход Украины. Для этого «Газпром» намерен вложить в модернизацию белорусской «трубы» и создание там дополнительных газохранилищ два миллиарда долларов. Работы планируется начать уже в 2013 году. В перспективе для Украины это означает окончательную утрату статуса страны-транзитера российского газа, учитывая уже запущенный «Северный» и вот-вот начинающийся прокладываться «Южный» потоки, в дополнение к которым заработают теперь и расширенные мощности белорусской «трубы».
ИА REX: Есть ли у Януковича возможности для манёвра или Украина утратит статус страны-транзитёра российского газа?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Вопрос с обделением Украины газом стоит сформулировать точнее: оставляет ли, тем самым, Россия возможности для манёвра не Украине, а себе? Москва, к сожалению, сама отсекает от себя Киев, причём на чисто экономической основе, не придавая никакого значения политическом фактору, который, как представляется, тоже чего-то стоит. В рамках такого движения Украину рано или поздно (особенно после Януковича, власть которого не вечна) будет снабжать российским же газом Европейский союз, причём по более низким, на первых порах, тарифам, и тоже в ущерб себе. При таком раскладе Москва навсегда потеряет шансы интегрировать Украину в пророссийские структуры.
Россия продолжает делать ставку то на Украину, то на Белоруссию попеременно, полностью упуская возможность выстроить отношения с обеими «сёстрами» сразу. Россия – и здесь её можно понять – не желает ущемлять своих собственных граждан за счёт введения газовых льгот для иностранцев. Однако на эту проблему пора бы посмотреть и с другой стороны: если бы все средства, уведённые у государства такими прожорливыми структурами как «Оборонсервис» или «Славянка» ушли не на украшения, квартиры, машины и шубы вороватым минобороновским бабам, а сразу натуральным соседкам-славянкам, пользы от такого бюджетного шага было бы намного больше. В этом случае ни один россиянин не решился бы критиковать своего президента.
Другими словами, если нет никакой финансовой возможности сбросить тариф для стратегически важной Украины, то его надо сбрасывать за персональный счёт изобличённых преступников из российских структур. Тогда борьба с коррупцией получит совершенно особый смысл и пойдёт намного веселее.
Россия делает газовую ставку на Белоруссию в ущерб Украине. Однако при этом забывает о том, что и Лукашенко, к большому сожалению, не вечен. Что – если ситуация пойдёт не так – будет делать Москва, если Минск вдруг потеряет привычные нам политические очертания? В таком случае все трубы, видимо, будут в срочном порядке перевариваться, перенацеливаться и перебрасываться южнее, снова на территорию Украины, с которой в таком случае опять постараются найти общий язык, и, естественно, с некоторым ущербом для российского бюджета. Только ущерб на этот раз будет на десять, на сто порядков больше.
Отсюда вывод: Россия должна делать газовые уступки не президентам или правительствам, которые ни в одной стране мира не свободны от коррупции, смерти и других страховых рисков, а как бы сразу самим народам, апеллируя по тому или иному поводу именно к ним.
Павел Шипилин, журналист:
Вряд ли Украина когда-либо утратит статус страны-транзитера российского газа. Но она наверняка перестанет быть Великой транзитной державой — то есть, монополистом. Со временем появятся четыре потока — Южный, Северный, через Белоруссию и, конечно, через Украину. Но привилегий не будет, ни у кого, даже у Германии. Ибо у каждого монополиста рано, или поздно появляется искушение воспользоваться своим положением. В этом смысле увеличение пропускной способности «Белтрансгаза» логично. Тем более что он является российской собственностью, и не использовать это обстоятельство было бы упущением со стороны «Газпрома». А договариваться с батькой можно — он, мне кажется, постепенно входит во вкус интеграции и приспосабливается к жёстким требованиям Таможенного союза.
Однако Россия прокладывает альтернативные потоки не потому, что непременно хочет лишить Украину статуса монополиста. Велика вероятность того, что ГТС в какой-то момент просто не сможет выполнять своих функций — она слишком давно не модернизировалась. Думаю, Путину становится дурно при мысли о том, что произойдёт серьёзная авария, и придётся тратить деньги на ремонт украинской трубы и компрессорных станций на любых условиях, лишь бы доставить газ до европейских потребителей. Никто не хочет инвестировать средства в чужую собственность. Поэтому «Газпром» так спешит обзавестись своей трубой. Ничего личного — просто бизнес.
Леонид Пайдиев, эксперт Фонда поддержки законодательных инициатив, кандидат экономических наук:
В своей экспортной политике РФ не самостоятельна. И вдруг РФ начала разорительные проекты по созданию обходных путей. Для властей это нож вострый, ибо «всё понарошку, кроме денег» (с). Специалисты типа Корчёмкина объясняют это коррупцией. Ну, уж клептократы могли придумать более дешёвые способы присвоения казённых денег. Тем боле им пришлось согласовывать вопрос с основными покупателями: немцами. А те никогда бы не разрешили проекты, что реально удорожают стоимость газа. Просто немцы , оценив перспективы, решили, что без обхода газа не будет. Это оценка перспектив Украины вообще, а вовсе НЕ Януковича. Его появление, уход «своих» политиков собственно знак того, что страну списали.
Ростислав Ищенко, политолог, президент «Центра системного анализа и прогнозирования»:
У Януковича возможности для манёвра никогда и не было. Это, в принципе не страшно. Возможность для манёвра можно создать на пустом месте и даже в критической ситуации. Важно понимать реальную ситуацию, реально оценивать интересы и возможности свои и партнёров, понимать, какие ценности для них первичны и для их реализации они пойдут на любые жертвы, а какие вторичны и т.д. Ну и надо понимать, что такое манёвр. Янукович и манёвр - вещи несовместимые. Манёвр в его понимании - униженная просьба, если ты слаб и наглый диктат, если ты силён. Он так ведёт себя и такого поведения он ожидает от всех своих партнёров. Вот и все манёвры.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Статус страны-транзитёра не является особо почётным, и рейтинга не прибавляет. Энергоресурсы повсеместно являются проклятием. Это делает элиты менее зависимыми от своих народов, даёт шальные деньги, которые давят местные инициативы. Конечно, традиционная российско-украинская дружба, когда "табачок врозь", переживёт кризис, но, в конце концов, российско-украинские отношения нормализуются на основе здоровых взаимных интересов, а не на основе нездоровой взаимозависимости. Да и структура энергетической экономики меняется на глазах. Фракинг, хотя и несёт в себе экологические опасности, становится ведущей технологией газодобычи. Украина и Польша обладают огромными запасами сланцевого газа, и в дальнейшем могут стать основным поставщиком газа в Европе. Это способно вернуть им значимость. Ведь шикарные особняки и общественные здания Львова, всё былое преуспеяние Галичины в конце 19-го начале 20 столетий было построено на доходы от энергоресурсов.
Андрей Давыдов, журналист:
Януковичу лишь остаётся ждать чудесного осуществления "европейского выбора". Ничего не стоящие заверения в "вечной дружбе" и "стратегическом партнёрстве" давно уже не действуют на Москву: Кремль теперь ориентирован на жёсткий прагматизм. А у Киева связаны руки - с одной стороны западническими иллюзиями, а с другой - установкой на построение национального государства, что на практике означает выделение (оно же отдаление) из русского мира.
Юрий Юрьев, политконструктор:
По логике - если Янукович и его команда не смогут заработать на пользе, то они могут заработать и вредом. И это вопрос не только собственно украинской политики. Когда-то часто срывался грузовой транзит, и Россия была вынуждена построить новороссийский порт. Теперь часто срывается газовый транзит. Срывались и оборонные соглашения. В общем - можно представить себе и ретроспективу 400-летней давности, когда "поляки+казаки+изменники" заняли Кремль. Именно с этих позиций и есть смысл рассматривать ситуацию в целом, а не с точки зрения выгод Януковича.
Комментарии читателей (0):