О мемотехнологиях в избирательных кампаниях эксперты ИА REX уже дискутировали. Парламентская избирательная кампания на Украине в этом году бедна на креатив. Но вот недавно на окраине города Днепродзержинска Днепропетровской области появился одинокий билборд про бабушку, переписавшую хату на кота. Он стал ведущим мемом избирательной кампании. Автор нашумевшего билборда «Узнала, что внук голосовал за „регионы“, переписала хату на кота», председатель сельсовета Елизаветовки Максим Голосной заявил, что за ним охотятся власти. В интервью агентству УНИАН Голосной рассказал, что его объявили в розыск, не предъявив никакого обвинения. «Мне звонят люди, которые представляются сотрудникам ОБЭПа и следователями по особо важным делам. Приглашают на встречи. Но сами на встречи не приходят. Это — попытки давления». На тему билборда-мема в сети распространяются множество пародий и продолжений темы.
ИА REX: В последнее время избирательные кампании не балуют мемами! В чём секрет распространения в сети, казалось бы случайно возникшего мема о коте и хате?
Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия):
Во-первых, это смешно и остроумно; во-вторых, коты — всеобщие любимцы; в-третьих, есть русская традиция юмора на игре с украинским языком, типа ария Ленского: Паду ли я дрючком припертый?; но, самое главное, как мне кажется, русские и русскоговорящие люди всех бывших советских национальностей испытывают огромный дискомфорт от политической конфронтации с Украиной и все обрадовались возможности совместно перевести конфликтный тон в комический, снять напряжение, вместе смеяться и нормально друг с другом разговаривать. Это — выход «снизу» из конфликтного пространства в диалог.
Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):
Ситуация с «хатой на кота» весьма показательна и, возможно, является гораздо большей «бомбой под креслом», чем любые другие действия оппозиции. Казалось бы, случайный фотомонтаж буквально взорвал Сеть и выплеснулся наружу.
Не удивлюсь, если в день празднования Независимости образ кота будет самым популярным на Майдане. И главное — придраться невозможно, не запретишь же людям заводить котов и использовать кошачью символику.
Но кот не был первым! Первым шуточно-оскорбительным выпадом был лозунг, написанный кодом и размещенный на улицах во время съезда Партии Регионов. И это — уже настоящая подпольная деятельность. Тем более, после действий, предпринятых властью. Этак и до арестов с чёрными воронками недолго.
Ситуацию ухудшает неразумное поведение региональных блатных партийцев. Например, угрозы в адрес блогера, разместившего в своём блоге фотографию раздетой партийки, которую она вывесила в открытом доступе на своем профиле в Faceebook. Помимо того, что неумная женщина обвинила блогера в воровстве фотографии (это из открытого-то профиля, предназначенного для публики и при указании всех авторских прав на фото), так она ещё и заявила, что опубликование этой фотографии является выпадом против Партии Регионов. Ну, прямо современная Ева Браун!
Мне кажется, что отдельные ручейки уже сливаются в лавину. Смех может быть страшнее угроз. И кот может стать сильнее бабла.
Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:
Текущая украинская парламентская кампания проходит на редкость вяло и предсказуемо. Партия регионов чётко выстраивает все технологии по лекалам парламентской кампании, организованной администрацией президента Кучмы образца весны 2002 года. Основная ставка делается на победу беспартийных мажоритарщиков-феодалов по доверенному им округу. Привлечённые к политике феодалы, как правило, имеют на данной территории какой-то бизнес и соответственно обладают влиянием на местный электорат, раздавая подарки и обещая молочные реки и кисельные берега. При этом кандидаты от партии власти в округах имитируют бурную деятельность и отвлекают на себя оппозиционеров. В дальнейшем планируется собрать мажоритарщиков в стойло и забрать у них карточки для голосования, в обмен на лояльность к их бизнесу. Оппозиция, лишившись харизматичного лидера Юлии Тимошенко, ничего не может противопоставить этой простой, но отработанной технологии.
Появление мема «Узнала, что внук проголосовал за „регионы“, переписала хату на кота», безусловно, оживило всех участников избирательного процесса и избирателей. Избиратели стали бурно обсуждать и пародировать в фотошопе этот «шедевр». Ошарашенные такой наглостью регионалы стали гоняться за автором, объявив его в розыск, даже не сформулировав за что. Секрет успеха мема также прост, как секрет успеха безголосой Верки Сердючки у телезрителей России и Украины. У каждого украинца есть в селе бабушка с котом и хатой, которая вкалывает на огороде и подворье в ожидании приезда детей и внуков из города. И, как правило, эта бабушка тоже говорит на суржике, как персонаж Андрея Данилко и большинство жителей украинского села. И, конечно, украинцев волнует на кого же из детей или внуков перепишет хату в селе их бабушка, ведь у неё могут быть разные варианты. А вот вариант с котом возник впервые и заставляет задуматься. Так что мем попал прямо в подсознание украинских избирателей.
Комментарии читателей (0):