Нужен ли запрет преподавания предметов, связанных с «элементами религиозного содержания»: мнения

Нужно ли запрещать все проявления религиозности в школах: эксперты
23 апреля 2012  17:02 Отправить по email
Печать

Эксперт ИА REX, правозащитник Ефим Андурский предложил обсудить проблему внедрения религии в среднее образование.

Координатор проекта «Эксперты для гражданского общества» Евгений Греков обратился к экспертам с просьбой поддержать запрет преподавания предметов, связанных с «элементами религиозного содержания». Инициатор запрета — Фонд «Здравомыслие» основывается на том, что Российская Федерация является светским государством.

ИА REX: Поддержите ли вы такую инициативу?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Подписные кампании по проблеме навязывания религии в школе — проект абсолютно бесполезный, так как все руководители РФ стоят, по праздникам, в церквях и лично возят благодатный огонь. Под предлогом воспитания благочестия этот предмет будет неизбежно внедрён в систему начального образования; затем, со стороны учеников, по отношению к нему созреет ирония, плавно переходящая в ненависть. Затем, рано или поздно, появится глава государства, который, реально оценивая происходящее, всё это дело попытается прикрыть. Но будет уже слишком поздно, и без большой крови не обойдётся опять.

На новом историческом витке процесс религиозного воспитания развивается по старому сценарию и гарантированно дойдёт до того состояния, который описан в самом начале книги «Как закалялась сталь». Крайне интересно для тех, кто никогда не читал Островского. Этот роман актуален как никогда. Если кто-то хочет навсегда убить в России православие, он должен действовать именно по такому, проверенному сценарию: только через начальную школу, только восстановив против веры детей.

Поэтому сегодня сделать ничего нельзя, даже через возмущённых родителей учеников: проблема легла слишком глубоко. Тот, кто поднимет голос против, будет предаваться анафеме или увольнению со всех работ. Текущие подписные кампании будут автоматически списаны на начавшуюся войну против церкви, а не на поиск «здравомыслия». А сами организаторы кампаний будут причислены к «евреям и либералам» — хотя именно «евреи и либералы» почему-то и ублажали СССР уроками православия посредством вражеских радиоголосов.

У самой РПЦ ещё остаётся последний призрачный шанс исправить ситуацию и сохранить веру для будущих поколений. Инициаторам из Фонда «Здравомыслие» следует воззвать к здравомыслию именно этого института, с которого уже один раз посбивали все купола, если они на самом деле хотят, для России, стабильности, а не пресловутого «разжигания».

Андрей Давыдов, журналист:

У воинствующих атеистов (а также, видимо, стихийных протестантов) главный аргумент против изучения в школе чего-либо, связанного с религией, — это, мол, нарушает принцип светскости государства. Как знание может нарушать какой-либо принцип? Напротив, это обогатит культуру растущего человека. Даже, если, по мнению особо просвещённых, религия — пережиток прошлого. С прошлым тоже нужно уметь общаться. Иначе вырастим дикарей, презирающих всё, что они не понимают.

Есть ещё мнение, что религия служит закреплению власти господствующих классов. Но ведь можно сказать и по-другому: религия сдерживает радикализм и способствует социальному миру.

Самый сложный вопрос — это взаимодействие религий. Как же так, Бог один, а религий много, это служит разжиганию нетерпимости между народами, приводит к войнам под религиозными знаменами. Однако, обратите внимание, что «пушечное мясо» для таких войн набирается из людей тёмных, которым манипуляторы по-своему истолковали волю Всевышнего. Может быть, вооружившись элементарными познаниями в вопросах религии, люди будут менее доступны для таких лжеучителей? И, возможно, им будет легче находить взаимопонимание с представителями других религий.

Разумеется, очень важно, кто и как будет преподавать предмет, чтобы не было излишнего религиозного рвения и насилия над сознанием учеников. Но разве этот же вопрос не стоит перед педагогикой и в отношении всех остальных предметов? Можно и химию преподавать так, что получатся сплошь террористы.

Стоит ли вспоминать всех сожжённых на кострах инквизиции, чтобы не допускать и духа религии на порог учебных заведений? Церковь росла вместе с обществом, а судя по воинственности части его представителей, во многом и переросла. Кроме того, вместе с религией мы отбрасываем и весомую часть собственной культуры. Например, многие ли знают, что, почитай, до самого воцарения Романовых единство нашего народа определялось именно православием, а не национальностью. Были не русские, а суздальцы да ростовцы, да переяславцы, а вместе все народ православный.

Между тем, отсутствие основ религиозного воспитания под контролем государства приводит к тому, что растут тоталитарные секты. И бдительный родитель, который грудью убережёт свое чадо от тлетворного влияния «опиума для народа» в школе, ничего не сможет поделать, когда в душу его ребенка влезут без спроса самозваные проповедники со змеиным жалом на языке. А сегодня это уже практически в открытую происходит в наших мусульманских республиках, где ваххабиты пачками зомбируют молодёжь. По мнению Евгения Сатановского, у нас есть не более десяти лет, чтобы не проиграть окончательно битву за поколение.

Насколько я понимаю, школам предлагается не «Закон Божий», как в царских гимназиях, а основы религиозных культур. Можно спорить о содержании, подаче предмета, о том, с какого класса его вводить. На мой взгляд, хорошо было бы уравновесить все это курсом космологии, где были бы представлены не только божественные концепции происхождения мира. Но отвергать любое соприкосновение школы с религией на основании отделения церкви от государства — это не меньшее мракобесие, чем то, которым пугают антиклерикалы. Отделена, но не запрещена ведь. Так или иначе, религия — это важная часть современного мира, которую надо знать. Хотя можно и вообще ничего не знать — живут же и неучи...

Ростислав Ищенко, политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования:

Это глупость, поскольку тогда необходимо запретить преподавание истории, т.к. она насквозь пропитана «элементами религиозного содержания». Светское государство не мешает ни религиозной, ни атеистической пропаганде и не вмешивается в личную жизнь людей, не посягает на свободу их совести. В данном же случае под слишком расплывчатую формулировку подпадают не только гипотетические уроки закона Божьего, но и Толстой, и Достоевский, чьи произведения содержат «элементы религиозного содержания».

Да, закон Божий надо преподавать не в государственной школе (посещение которой обязательно), а в воскресной, а Коран надо изучать в медресе и т.д. Но, насколько мне известно, в РФ закон Божий, изучение Корана, буддистских канонов и т.д. не являются обязательным, то есть авторы запретительных предложений имеют в виду нечто иное, некие иные предметы. Но как в таком случае разграничить, где есть «элементы религиозного содержания, а где их нет? Например, учитель физики атеист скажет детям, что физическая теория не предполагает наличие Бога, а верующий учитель физики, скажет, что физика наличие Бога не отрицает. Не запретить ли на таком основании преподавание физики?

Ирина Мороз, специалист в области маркетинга и PR:

Запрещать в школах всё, что имеет отношение к религии неправильно — система точечных запретов не даст положительного эффекта. Другой вопрос — что именно и как должно преподаваться в школе. «Закон Божий», «Основы православия/христианства» — никогда, «Основы религиоведения» — сколько угодно. Основы религиоведения должны преподаваться в школе в эволюционном порядке — начиная с древних верований — обожествления природных явлений, тотемизма, шаманизма и т.д., постепенно переходя к ныне популярным религиям. И в учебниках преступления во имя веры — захватнические войны, деятельность инквизиции не должны замалчиваться. Внедрять такой предмет можно хоть в 1-м классе, хоть в 5-м, хоть 8-м, главное адекватно составить литературные пособия для соответствующего возраста. Изучение разных верований и систем убеждений позволит людям разных религий лучше понимать друг друга. При этом попов, проповедников и прочих представителей церквей нельзя даже близко подпускать к созданию программы и литературы по предмету, изучающему религию. В противном случае они, скорее всего, в очередной раз продемонстрируют фанатизм и нетерпимость. Но поскольку пока адекватной программы, без религиозных перегибов, ожидать не приходится, то лучше не внедрять такой предмет в школы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

Arjun
Карма: 5
23.04.2012 22:41, #2974
Преподавать религоведение нужно безусловно! Тут вообщен сомнений быть не должно. Вопрос кто это будет делать и как.. только в этом..
Обоснуюсь: если в школе изучают итак такой большой список предметов, то этот - явно не последний..
А может и первый даже - практически что в жизни пригодится..
Вопросы возникают только к обьективности и беспристрастности. И если вместо серьезного религоведения "уроки христианства" от РПЦ преподавать.. это по многим пунктам мягко говоря - спорно. быть может как факультативы по самостоятельно (или родителями) выбранным направлениям..
Arjun
Карма: 5
23.04.2012 22:44, #2975
Обращу здесь особое внимание, что есть (может быть) большая разница между Христианством и православием, также как между ИСККОН и "кришнаитами". И у мусульман есть много разных школ..
Это все нужно действительно серьезно ОБЬЕКТИВНО и БЕСПРИСТРАСТНО пытаться обьяснять. Но вопрос даже не в этом.. а в том, что этого даже никто и не знает, то тесть никто еще такой обьективностью и беспристрастностью не заинтересовался даже.. а дальше - всерьез самим "преподавателям" эту науку стоит понять..
Ибо вопрос действительно один из наиважнейших..
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть