Прозападные силы потерпели поражение на выборах в Турции

Однако Эрдоган должен сделать окончательный выбор в пользу союза с Россией
30 июня 2018  11:00 Отправить по email
Печать

Официальные итоги досрочных парламентских и президентских выборов, прошедших 24 июня в Турции, будут объявлены 5 июля. Однако данные, опубликованные турецким агентством Anadolu по итогам подсчета 100% голосов, и так выразительны. Прозападным силам не удалось победить ни на выборах в Великое Национальное Собрание Турции, ни на выборах президента, являющегося с 2014 года уже не номинальным, а реальным главой государства.

На президентских выборах действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган набрал 52,59% голосов (26,33 млн. голосов), его главный противник от Народно-республиканской партии (НРП) Мухаррем Индже – 30,64% (15,33 млн. голосов). Это соответствует данным соцопросов, проводившимся накануне голосования, однако тогда сохранялась интрига – по разным опросам Эрдоган набирал от 43% до 55% голосов и мог не победить в первом туре, что уже стало бы победой для оппозиционеров. Однако, в итоге Эрдоган смог даже улучшить – и весьма ощутимо, особенно в абсолютных цифрах – свой результат на предыдущих президентских выборах 10 августа 2014 года, когда он набрал 51,79% (21,0 млн. голосов), а кандидат от НРП Экмеледдин Ихсаноглу – 38,44% (15,59 млн). Президент победил в ряде традиционных для НРП регионов, где проигрывал еще в 2014 году.

Аналогичная картина и на парламентских выборах. Пропрезидентский блок «Союз народа» в составе эрдогановской «Партии справедливости и развития» (ПСР) и ультраправой «Партии националистического движения» (ПНД) получил 53,66% голосов, оппозиционный блок «Союз нации» (НРП, отколовшаяся недавно от ПНД «Хорошая партия» и исламистская «Партия счастья») – 33,94%. Опять-таки, результат оказался куда лучше, чем ожидали прозападные либералы – например, эксперты Московского центра Карнеги предвещали в начале июня:

«Позиции правящей ПСР слабее, чем у Эрдогана, – за нее готовы голосовать лишь около 40%. Националисты из ПНД принесут в копилку блока еще 5%, но вряд ли больше. Итого 45% на двоих – парламентское большинство не набирается».

По факту же ПСР получила 42,56% (21,34 млн. голосов) и 295 депутатских мандатов, ПНД – 11,1% (5,56 млн. голосов) и 49 депутатских мандатов, суммарно это 344 депутата и уверенное конституционное большинство в Великом Национальном Собрании, где заседает 600 депутатов.

Как отметил RT накануне голосования руководитель политического направления Центра исследований современной Турции Юрий Мавашев: «Главным соперником Эрдогана является Мухаррем Индже… В программе Народно-республиканской партии, от которой выдвигается Индже, есть пункт, относящийся к России. Там говорится, что, в отличие от правящей партии, они будут выстраивать отношения с Москвой, выгодные не только одной стране, намекая, что сейчас от них выигрывает лишь Россия». В пику активно развивающемуся сейчас политическому и экономическому сотрудничеству России и Турции Индже предлагал сделать акцент на вступлении страны в ЕС и улучшении отношений с США.

Прозападные силы выборы проиграли. Очевидно, именно поэтому власти страны впервые не стали сейчас вновь продлевать чрезвычайное положение, введенное после военного путча в июле 2016 года.

Аналогичного мнения придерживаются и в пророссийской партии «Ватан» («Родина»). «Выборы 24 июня 2018 года еще раз подтвердили, что мы вступили в новый поворот. Период, в течение которого администрация Вашингтона назначила правительства Анкары, остался позади, – отмечается в официальном заявлении партии. – США и Израиль сделали все, чтобы свергнуть администрацию Тайипа Эрдогана и создать правительство, ориентированное на них».

«Ватан» выступала на досрочных выборах, быстро собрав необходимые для регистрации кандидата в президенты 100 тысяч подписей. По итогам выборов бессменный лидер партии Догу Перинчек получил 0,2% (99 тыс.) голосов, схожим является результат на парламентских выборах (в статистике Anadolu он не указан, сказано лишь, что партии за пределами пятерки крупнейших суммарно набрали 0,7% или 1,0 млн. голосов). Но целью патриотов было добиться сохранения разворота Турции от Запада в сторону России и Сирии, а не победить действующего главу государства.

Патриоты последовательны и продолжают критику правящей партии: «Союз ПСР-ПНД по сопротивлению американским планам, строительству производственной экономики Турции… является недостаточным и непоследовательным. Однако процесс, в который мы вступаем, может преодолеть эти недостатки… Мы находимся в начале новой эры. Да, администрация ПСР-ПНД имеет различные связи с США, имеет классовый и идеологический характер и не обеспечивает стабильного и последовательного сопротивления Соединенным Штатам. Но очевидно, что Штатам они неугодны».

Такую же идею озвучил 23 июня RT директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин: «Такая двойственная позиция всегда ведёт к проигрышу. Невозможно удержаться, реализуя два взаимоисключающих курса, ориентируясь и на Россию, и на Запад одновременно. Ни там, ни там такой правитель не может стать до конца своим… Эрдогану нужно будет определиться, с кем он: с Россией или с Западом – и создать союз сил, куда войдут и пророссийские кемалисты типа партии «Родина», и сторонники исламского возрождения. Зато это будет блок с устойчивой позицией внутри страны и внятной внешнеполитической стратегией. Если он этого не сделает, то проиграет в обоих лагерях. В перспективе это может привести к внутриполитическим катаклизмам».

Грозным предостережением Эрдогану должны стать результаты его собственной партии, которая смогла получить конституционное большинство лишь в союзе с националистами и благодаря их высокому результату, тогда как ранее на выборах 12 июня 2011 года и 1 ноября 2015 года самостоятельно набирала около 50%.

Владимир Лактюшинруководитель движения «Тигры Родины» – молодежного крыла партии «Родина», специально для ИА REX

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть