На сегодняшний день в мире насчитывается множество организаций, широко распространяющих свою деятельность. У всех разный характер объединения, но стоит отметить, что экономические цели интеграции предопределяют дальнейшее существование той или иной организации. Процессы глобализации являются одной из причин интенсификации интеграционных процессов, начиная с конца XX века, а также тенденцией появления новых объединений. Известен факт, что политические объединения в современном мире уступают интеграции, носящей экономический характер, ведь, согласно теории реализма, национальные интересы – превыше всего, и намного тяжелее найти общие, именно политические, решения.
Одной из таких организаций, которой характерен экономический характер объединения, является Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), ее предысторией является период с 1994 года. Поэтапно, на протяжении более 10 лет некоторые из стран СНГ (1991 г - договор о создании Содружества Независимых Государств): Россия, Казахстан и Беларусь, работали над созданием интеграционного объединения, которое, благодаря своей специфике, смогло бы увеличить взаимную торговлю между ними, повысить конкурентоспособность на мировой арене, и привлечь новые государства-члены.
Вначале было создано Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), оно существовало с 2001- 2014 гг., и являлось первой международной организацией среди бывших республик СССР, носящий экономический характер. На данном этапе было поставлено множество целей, одни из важнейших: сформировать в будущем Таможенный Союз и Единое Экономическое пространство. Постоянными членами были: Россия, Казахстан, Киргизия, Белоруссия и Таджикистан.
Узбекистан приостановил свое членство в 2008, пробыв участником Сообщества всего два года. Ташкент искал альтернативу своего международного взаимодействия, так как после Анджианских событий, в мае 2005 года (митинг узбекских граждан из-за задержанных, по их мнению, 23 невиновных предпринимателей, который перерос в демонстрацию против правительства), США и другие страны Запада осудили действия узбекского правительства и ввели санкции в отношении данной страны. В январе 2006 года был подписан протокол о присоединении Узбекистана к ЕврАзЭс, президент, И.Каримов, стал сближаться с российским руководством, что, так или иначе, вызывало негласное недовольство со стороны Запада. Спустя 2 года, санкции стали смягчаться, а вскоре были сняты полностью (2009 г.), что, скорее всего, поспособствовало выходу Узбекистана из ЕврАзЭС в 2008 году.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Это событие не помешало Сообществу развиваться дальше: в 2010 году начал действовать Таможенный Союз, куда входили только три члена ЕврАзЭС: Россия, Казахстан и Белоруссия.[1] Несмотря на то, что Киргизия и Таджикистан были постоянными членами ЕврАзЭс, в Союз они не входили. Им следовало серьезно работать над улучшением таможенного законодательства. Но если Киргизия вступила в дальнейшем в ЕАЭС, то почему Таджикистан, который почти 10 лет на момент создания ТС являлся постоянным членом ЕврАзЭс, остается в стороне? Еще в 2012 году Таджикистан и Кыргызстан приступали к подготовке документов для вступления в Таможенный Союз. В определенном смысле в Душанбе ждали первых шагов от Бишкека, так как именно последний отделяет Таджикистан от границ ТС. В кыргызском правительстве, в свою очередь, готовили план Дорожной карты участия в интеграционном объединении. Выделяются как препятствия, так и положительные моменты вступления в ТС для Душанбе. Среди последних:
-Общественная поддержка (72% таджикистанцев выступают за вступление в ТС);
-Представители крупного и среднего бизнеса выступают за интеграцию. По их мнению, вступление Душанбе в ТС сможет оживить торговлю с Россией и другими участниками ТС;
-Создание общего рынка труда в рамках Союза позволит мигрантам с Таджикистана легально работать на территориях стран-участниц. Это будет благоприятно для самой республики, учитывая тот факт, что миллионы таджикистанцев, выезжающих работать на территорию Российской Федерации, переводят деньги своим семьям. Так, сумма денежных переводов только в 2011 году в два раза превосходила государственный бюджет страны;
-Эксперт Экономического совета при президенте РФ, А. Павлов считает, что преимуществом будет также сотрудничество в сфере энергетики: цены на электроэнергию могут снизиться;[2]
-Таджикистан может быть конкурентоспособен в аграрном секторе за счет экспорта фруктов и овощей в страны ТС.
Препятствием к вступлению в союз, являются причины, с которыми сталкивается правительство любой страны в вопросах об участии в интеграционных объединениях. Это, в первую очередь, определенные изменения в законодательстве, на что уходит много времени, готовность страны чем-то жертвовать ради общего блага союза и так далее. Некоторым странам тяжело переступить эту черту, пережить серьезные структурные изменения, внести существенные изменения в свою конституцию и смириться с тем, что постепенно страна будет вовлекаться в интеграционное объединение, и некоторые события будут самой стране уже неподконтрольны.
Пока в Таджикистане шли дебаты по поводу дальнейшего их участия либо неучастия в ТС, в 2012 году параллельно с существованием союза, страны - участницы ЕврАзЭС, Россия, Казахстан и Белоруссия, стали инициаторами создания Единого экономического пространства (ЕЭП), включая функционирование Общего рынка (ОР). В этом же году начала работать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).
Параллельно с процессами развития евразийской интеграции в рамках сообщества, на пространстве СНГ в 2012 году начала функционировать Зона свободной торговли (ЗСТ), в которую на сегодняшний день входят: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Кыргызстан, Молдавия, Таджикистан, Украина и Узбекистан. Возникает вопрос: как могут тогда взаимодействовать страны, входящие в ЕАЭС с остальными странами ЗСТ (помимо Украины и РФ, которые с января 2016 взаимно объявили о прекращении действия ЗСТ в отношении друг друга). Дело в том, что в Договоре о создании ЗСТ, ст.18 п.1 прописано следующее: «Настоящий Договор не препятствует Сторонам участвовать в соглашениях о таможенном союзе, свободной торговле и/или приграничной торговле в соответствии с правилами ВТО».[3] Но стоит отметить, что договор составлялся при уже существующем Таможенном Союзе, а также, что членами ВТО на момент подписания Договора (18 октября 2011 г) не являлись: Таджикистан, Казахстан и Россия.
Согласно ежегодному докладу Департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ по итогам реализации в 2014-2015 года положений Договора о ЗСТ:[4]
- Реализация положений Договора привела к активному росту взаимной торговли его участников. Снижение товарооборота в 2014–2015 годах вследствие падения цен на мировых рынках и замедление экономического роста также носили менее резкий характер, чем в аналогичных условиях в 2009–2010 годах;
- Ведутся предусмотренные Договором и Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 2011 года переговоры о проектах Соглашения о свободной торговле услугами;
- Установленные Договором сроки отмены изъятий из режима свободной торговли по импортным пошлинам соблюдаются. Число изъятий сократилось до двух позиций. Стороны выполняют взятые обязательства в части экспортных пошлин;
- Количество мер по защите рынка, применяемых Сторонами во взаимной торговле в 2015 году, составляет 15. Таким образом, продолжается позитивная тенденция, связанная с уменьшением случаев применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле.
- Реализуются условия применения технических, санитарных и фитосанитарных мер во взаимной торговле, определенные Договором.
Тем не менее, есть и исключения из режима свободной торговли: в Договоре о ЗСТ Россия сохранила около 100 экспортных пошлин: нефть и нефтепродукты, природный газ, необработанная древесина, цветные металлы, цемент, спирт и др. Украина оставила порядка 30 экспортных пошлин, в основном, продукты черной и цветной металлургии, а также семена подсолнечника. Казахстан сохранил более 40 изъятий из режима свободной торговли, в том числе нефть, газ, шерсть, алюминий. Таджикистан - 16 позиций, среди них мясо, овощи, фрукты, хлопок-волокно, электроэнергия, кожа и алюминий. Белоруссия - 8 позиций, в том числе калийные удобрения и необработанную древесину. Армения и Молдавия решили полностью отказаться от экспортных пошлин в рамках ЗСТ.[5] Поэтому вопрос об эффективности работы данной Зоны свободной торговли остается спорным.
С 2013 года комиссия ЕврАзЭс совместно с уполномоченными органами России, Казахстана и Беларуси работала над подготовкой Договора о ЕАЭС. С этого периода времени велись переговоры с представителями стран Армении и Киргизии: был подписан Меморандум об углублении взаимодействия между ЕЭК и Кыргызстаном, а также было принято заявление «Об участии Республики Армения в Евразийском интеграционном процессе».
29 мая 2014 года президентами В.В. Путиным, Н.А. Назарбаевым и А.Г. Лукашенко был подписан Договор о создании ЕАЭС, который вступил в силу 1 января 2015 года. Позже, 2 января, к нему присоединилась Армения, затем, 12 августа – Кыргызстан (29 мая 2015 года ЕАЭС подписали Соглашение о зоне свободной торговли с Социалистической Республикой Вьетнам.)
Чтобы союзу успешно функционировать, следует опираться на определенную нормативную базу. Это будет содействовать гармонизации экономик и сближению законодательств стран - членов ЕАЭС.
Договорно-правовую базу евразийской экономической интеграции на сегодняшний день составляют следующие документы:[6]
-Таможенный Кодекс Таможенного Союза (2010 г.), согласно которому три страны ТС должны передавать Комиссии ТС полномочия по осуществлению внешнеторгового урегулирования.
-17 базовых международных соглашений, формирующих Единое Экономическое Пространство (2013 г.)
-Закон «О конкуренции» (2013 г.), который определяет единые подходы к основным положениям Закона о конкуренции в странах ТС;
-Соглашение об информационном взаимодействии в сфере статистики (2013 г.) для обеспечения ЕЭК и стран Союза официальной информацией;
-Соглашение о порядке перемещения наркотических средств (2013 г.) и их прекурсов по таможенной территории ТС;
-Договор о ЕАЭС (2015 г.);
-Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (2015 г.);
-Соглашение о судоходстве (2015 г.);
-Договор о пенсионном обеспечении трудящихся стран ЕАЭС (2016 г.);
-Международный договор о порядке и условиях устранения технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами (2016 г.) и т.д.
Помимо правовой базы, в ЕАЭС действует принцип «Четыре свободы»:
1) Единый рынок товаров, который начал действовать уже с образованием Единого Экономического Пространства. Он подразумевает свободу движения товаров: снятие таможенного контроля на внутренних границах между тремя странами;
2) Единый рынок услуг, то есть свобода движения услуг;
3) Общий рынок труда – свобода перемещения трудовых ресурсов. Это предполагает: прямое признание документов об образовании (что немало важно для переселенцев с целью остаться на ПМЖ в какой-либо члене ЕАЭС), урегулирование вопросов срока временного пребывания граждан, предоставление полного объема социальных гарантий, получение бесплатной скорой медицинской помощи, право детей на получение образования.
4) Общий финансовый рынок – свобода движения капитала.
Конечно, наиболее эффективной и качественной интеграция является в процессе объединения более схожих стран в экономическом плане: примерно одинаковый уровень экономического развития, показатели ВВП, темпы роста ВВП, уровни инфляции, безработицы и т.д. Объединение стран, вышеперечисленные показатели которых существенно разнятся, не позволяют осуществлять совместные проекты на равных основаниях.
По уровню экономического развития, все члены ЕАЭС (как и почти все страны СНГ) относят к типу стран с переходной экономикой или формирующимся рынком.
По официальным данным Международного валютного фонда через показатели ВВП можно увидеть, насколько разнородна экономика стран ЕАЭС (млрд. долл.)[7]:
Год |
Россия
|
Казахстан |
Беларусь |
Армения |
Киргизия |
2013
|
3734
|
396 |
167 |
23 |
18 |
2014
|
3824
|
420 |
173 |
24 |
19 |
2015
|
3718
|
429 |
167 |
25 |
20 |
Причем у РФ и Беларуси показатели к 2015 году немного снизились, это также взаимосвязано с объемом торговли внутри Таможенного Союза. За период 2010 – 2014 года был заметен резкий скачок в 2011 году, после чего торговля уменьшилась. Это связано с тем, что функционирование ТС создало дополнительные возможности для расширения взаимной торговли товарами, объем взаимной торговли товарами трех стран в 2014 году по сравнению с 2010 годом увеличился с 47,1 до 57,4 млрд. долл. США.[8]
Темпы роста ВВП на душу населения в %:[9]
Год |
Россия |
Казахстан |
Беларусь |
Армения |
Киргизия |
2013
|
1,1
|
4,3 |
1,1 |
2,8 |
8,7 |
2014
|
-1,1
|
2,6
|
1,5 |
3,0
|
2,0
|
2015
|
-3,9 |
-0,3 |
-4,2 |
2,6 |
1,4 |
Показатели инфляций потребительских цен в %:[10]
Год |
Россия |
Казахстан |
Беларусь |
Армения |
Киргизия |
2013
|
6,8 |
5,8 |
18,3
|
5,8 |
6,6 |
2014
|
7,8
|
6,7 |
18,1
|
3,0
|
7,5 |
2015
|
15,5
|
..
|
13,5 |
3,7
|
6,5
|
Показатели по уровню безработицы в странах % от общей численности рабочей силы:[11]
Год |
Россия
|
Казахстан |
Беларусь |
Армения |
Киргизия |
2013
|
5.5 |
5.2 |
6.0 |
16.2 |
8.3 |
2014 |
5.1 |
4.1 |
5.9 |
17.1
|
8.1
|
Если говорить о динамике взаимной торговли государств-членов ТС и ЕЭП в 2011-2014 гг., то рассмотрим следующие статистические данные:[12]
Год |
Стоимость млн. долл. США |
Темп роста, в % к предыдущему году |
2011 |
63 101 |
133.9 |
2012 |
61 856 |
107.5 |
2013 |
64 520 |
95.1 |
2014 |
57 448 |
89.0 |
Следует отметить, что наибольшие вклад в формирование объема торговли ЕАЭС вносит товарооборот между Россией и Беларусью, доля выросла с 2010 до 2014 года, с 59,8% до 65,5% (своего максимума достиг в 2012 г.). Доля оборота торговли России с Казахстаном составляет всего 1/3 объема взаимной торговли в ТС. С каждым годом этот показатель все более снижается. Соответственно, минимальную долю в товарообороте составляет взаимная торговля между Казахстаном и Беларусью: всего 1,5%. Таким образом, негативная динамика во взаимной торговле после скачка в 2011 году выразилась в определенном спаде взаимного товарооборота стран.
Интересна также динамика доли взаимной торговли в общем объеме внешней торговли государств-членов ТС и ЕЭП в 2010-2014 гг.:[13]
|
Россия |
Казахстан |
Беларусь |
|||
|
2010 |
2014 |
2010 |
2014 |
2010 |
2014 |
Торговля вне ТС и ЕЭП |
92,6 |
92,8 |
79,3 |
83,5 |
51,7 |
49,7 |
Торговля со странами ТС и ЕЭП |
7,4 |
7,2 |
20,7 |
16,5 |
48,3 |
50,3 |
В наибольшей степени на единый рынок ориентирована Республика Беларусь, тогда как в Казахстане и России соотношение взаимной торговли не только не велико, но и имеет тенденцию к снижению. Эти данные, по мнению Евразийской комиссии, указывают на большой нереализованный потенциал роста взаимной торговли в рамках ЕАЭС для обеих стран.
Как видно из приведенных данных, у стран не только разнятся важнейшие экономические показатели, но и темпы развития. Это все напрямую влияет на качественное развитие Евразийского Союза.
Таким образом, на сегодняшний день ЕАЭС представляет собой союз, история создания которого насчитывает 20-летнюю историю. В него входят 5 членов: Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Армения, и с Республикой Вьетнам заключено соглашение о ЗСТ. На данный момент ведутся переговоры о создании ЗСТ между ЕАЭС и странами: Египет, Таиланд, Иран, Монголия. Если будет расти благосостояние стран-участниц, то будет существенно нарастать мощь данного объединения и его привлекательность для зарубежных партнеров. Это невозможно без параллельной гармонизации и постепенного выравнивания законодательной базы стран, а также взаимной помощи и кооперации стран в рамках интенсификации интеграционных процессов.
[1] История развития евразийской интеграции [Электронный ресурс] : Евразийская Экономическая Комиссия . – URL : http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/20-12-2015-inf.aspx
(дата обращения : 19.10.2016).
[2] Таможенный Союз: плюсы и минусы для Таджикистана [Электронный ресурс] : Deutsche Welle . – URL : www.dw.com/ru/таможенный-союз-плюсы-и-минусы-для-таджикистана/a-16272187 (дата обращения : 19.10.2016).
[3] Договор о Зоне Свободной Торговли [Электронный ресурс] : Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. – URL : http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3183 (дата обращения : 19.10.2016).
[4] Развитие и деятельность СНГ [Электронный ресурс] :Информационно-аналитический Департамент . – URL : http://www.e-cis.info/foto/pages/25389.pdf (дата обращения : 19.10.2016).
[5] Зона Свободной Торговли СНГ. Досье [Электронный ресурс] : Информационное агентство России ТАСС. – URL : http://tass.ru/info/2534020 (дата обращения : 19.10.2016).
[6] Договорно-правовая база ЕАЭС [Электронный ресурс] : Евразийская Экономическая Комиссия. – URL :http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/PublishingImages/jul_2016/22-03-2016-inf.jpg (дата обращения : 19.10.2016).
[7] GDP ranking [Электронный ресурс] :The World Bank . – URL : http://data.worldbank.org/data-catalog/GDP-ranking-table (дата обращения : 20.10.2016).
[8] Причины изменения динамики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза [Электронный ресурс] : официальный сайт ЕАЭС . – URL : 21e42957-7689-4ab3-ab53-ded9cd24500d_доклад-динамика торговли ТС-ЕЭП.pdf (дата обращения : 20.10.2016).
[9] World Development Indicators: GDP per capita growth [Электронный ресурс] : The World Bank. – URL :http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&series=NY.GDP.PCAP.KD.ZG&country= (дата обращения : 20.10.2016).
[10] World Development Indicators: Inflation consumer prices [Электронный ресурс] : The World Bank. – URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&series=FP.CPI.TOTL.ZG&country= (дата обращения : 19.10.2016).
[11] World Development Indicators : Unemployment indicators [Электронный ресурс] : The World Bank.– URL : http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&series=SL.UEM.TOTL.ZS&country= (дата обращения : 20.10.2016).
[12] См. п.8
[13] См. п.8
Комментарии читателей (0):