Глава Института стран СНГ Константин Затулин заявил о возможности создания на Украине нового пророссийского движения, которое станет альтернативой не оправдавшей надежд Партии регионов. «Мы постараемся, чтобы проект движения в поддержку союза России, Украины и Белоруссии состоялся, и, возможно, благодаря этому мы сможем создать какую-то силу на Украине, которая будет «поддавливать» Партию регионов, находящуюся у власти», - цитирует Затулина «Росбалт».
Это событие комментирует OSTKRAFT: Соглашаясь в целом с уместностью всех этих претензий, хочется озвучить ряд вопросов, представляющихся для этой темы актуальными:
Кто создаст на Украине «пророссийское движение»?
1) Если подобное движение действительно будет создано, то какими будут его реальные цели? Не выяснится ли, что авторы идея попросту затеяли очередное коммерческое мероприятие, коих уже было великое множество?
2) Что означает слово «пророссийский»? Имеется ли в виду «ориентированный на сближение с современной РФ», или всё же что-то другое? Если да, то что именно?
3) Вообще, есть ли в современной России и на Украине люди и организации, которым было бы по плечу решить подобную задачу – создать то самое «массовое пророссийское движение»?
4) Допустим, выполнить переформатирование электорального поля Партии регионов каким-то образом удалось, и сторонники нынешней украинской власти начали в массовом порядке голосовать за новую пророссийскую партию. Что дальше? Не выяснится ли, что откровенно пророссийская власть на Украине причиняет Кремлю значительно большие неудобства, чем нынешняя, действующая в стандартном постсоветском духе?
5) Что, в конце концов, Россия хочет от Украины? Как она видит общее с ней будущее?
6) Стоит ли реагировать на набившие оскомину замечания многочисленных местных экспертов, которые годами занимаются тем, что разъясняют аудитории, что Россия на Украине действует «неправильно» - к примеру, стараясь донести до масс устаревшие и неактуальные смыслы? Может быть, стоит просто быть более последовательным и настойчивым?
7) Следует ли России, если она действительно в какой-то момент решит взяться за украинскую проблему всерьёз, ограничиваться лишь «пророссийскими» проектами? Не является ли более широкой задачей обретение полного контроля над питающими украинскую аудиторию идеями?
ИА REX: Как бы вы ответили на эти вопросы?
Юрий Юрьев, политконструктор:
1. Цели, как правило формулируются изначально, как стратегические, тактические и оперативные. Кто не справится с оперативными целями - тот недостоин работ по целям высших уровней. Про коммерцию и деньги - впервые слышу, в теме будучи уже много лет. Полагаю, что ближайшей оперативной целью должно быть расследование, пусть и в форме аудита, как связаны коммерции, деньги и русское движение. Без этой цели все ресурсы под угрозой, включая и ресурс доверия.
Это не так сложно, к примеру в миллионной Одессе не более 500 русских активистов. Думаю многим было бы интересно узнать, кто же от их имени получал деньги и в чём же коммерция.
Впрочем если считать, что какие-то активные прорусские политики получали от Украины земли, права и капиталы, а значит - Россия им добавляла средств, чтобы они были "новыми украинцами", то это уже вопросы к российским инвесторам. Дел тут для следственно-аудиторской группы на пару недель, чтобы полностью узнать о местных мнениях по теме "деньги" и связать их с коммерцией. Я вот ни от кого денег не получал, только свои тратил. Как не получаю и за экспертизы от ИА "Рекс" ни копейки. Желающие могут прикинуть количество строк или человеко-часов публикаций, нажав на тэг автора. Посмотреть на ЖЖ. И это только "публикации", и на одном ресурсе. А есть ещё и публикации на местных ресурсах, а ещё - акции, операции и переговоры, что тоже требуют времени и квалификации. И это всё делается за собственный счёт.
И если кто-то говорит о "великом множестве коммерческих мероприятий в пророссийском движении" - пусть он даст об этом официальные показания в России, тем самым помогая на деле и России и русским вне России.
2. Термин "пророссийский" может занять перечислением реальных качеств перечень в несколько листов, а то и томов. В полном соответствии с законодательством Украины - "пророссийскость" может означать стремление к общерусской интеграции в науке, искусстве, обороне, да хоть кулинарии и спорте. Во всём. При грамотном осмыслении и воплощении - препоны будут не слишком опасны для энтузиастов. Приведу пример беседы с обнаруженным опером СБУ на первом "русском марше" в Одессе :
- А зачем вам единство с Россией во всех сферах?
- Например - чтобы вам на погоны не гадили сомалийские пираты, безнаказанно захватив "Фаину". (тогда было захвачено пиратами судно Фаина с более, чем полусотней украинских танков на экспорт, но у Украины не было воинских сил, чтобы повлиять на ситуацию).
- А почему у вас маршевая акция с колонной, охранением и выявлением например меня?
- Ну что Вы, это просто "отдыхания без бухания", типа крёстного хода.
В итоге марш завершился мирно, без последствий и репрессий, разве что дипломат РФ в этот день повесился почему-то.
Людей, способных вести сближение народов, не во вред ни одному из них, и без нарушений законов - обнаружить достаточно легко, например по излагаемым ими мыслям в интернете. А теперь - можно присмотреться, кто где пророссийский и в чём, кто кулуарно и гонорарно, кто публично и косноязычно, а кто способен и себя и других развить. Там же, в интернете, можно обнаружить и наполнение терминов "пророссийский", "прорусский" и "русский" и сопоставить их.
3. Интересный вопрос. Ответ дан ещё до Рождества Христова, в давней римской поговорке : "Храбрости учат, как ребёнка говорить". Интересно, что даёт людям надежду, что в честь их вопросов сразу же родится "массовость". Неужели у вопрошающих есть массовая аудитория, массовое же производство и массовая кассовость, чтобы сразу же ставить первичным критерием "массовость", не обращая внимание на качество раньше количества? Массово можно лишь милостыню просить, а всё остальное нужно созидать или покупать. Политика предполагает созидание в не меньшей степени, что и бизнес. Петру Великому вообще с "потешных полков" приходилось начинать, как Сталину с кавалерии.
4. Не удастся "переформатировать электоральное поле партии регионов", и не только потому, что там не правовое поле, а полевое право. А потому, что гражданин, оппонирующий олигархии и невыполнению ею политических обязательств, должен быть готов отправиться в Россию, будучи или депортированным или успев умчаться, как ряд украинских генералов и олигархов. А стандартному гражданину проще мову выучить или трудиться вне политики, пока калорий хватает. Значит - способным перехватить инициативу нужно подстелить соломки в России. Полагаю, что технологии как в "Эпохе Мертворождённых" Боброва - это не просто плод воображения писателя, но и хорошее понимание реалий массового сознания, где нельзя бросать людей, а то новые в строй не встанут. Ну, допустим, что "партия регионов" сама раскололась на "партию богатых регионов" и "партию бедных регионов", где богатыми почему-то оказались пророссийские, а бедными - антироссийские. Или её снесла на выборах "Свобода", как таранный клин двадцатилетних миллиардных инвестиций в антироссийскую политику Украины, что вызовет новый "северодонецкий съезд" и стремление юго-востока к России. Как могут повредить России русские политики и избиратели? Да никак не могут, разве что могут выглядеть талантливее и живее в силу больших стараний из-за обилия проблем и опасений.
5. Это самый сложный вопрос. Здесь возможно теоретизировать, возможно прогнозировать, но утверждать что-то пока невозможно. И парадокс в том, что человек, утвержающий что-то вместо России, - рискует прослыть самозванцем и вымогателем. Пока что Россия официально хочет лишь переезда русских в Россию, чтобы бросили русские земли и переехали на российские. Кстати, Россия напоминает "партию регионов" кидком 150 000 000 русских обещаниями "двойного гражданства с Украиной" и тщательным затиранием этих обещаний в интернете. Создаётся впечатление, что Россия хочет повторения Украины на Кубани, а российские чиновники получают премии за отступления русских большие, чем за наступления. Вопрос выше про "пророссийскость" должен быть задан и в самой России, относительно Украины.
6. На экспертов практикам можно вообще не обращать внимание, как не обращает внимание на экспертов воинское подразделение в бою. Ведь сам бой покажет поражение или победу. Я всегда с недоверием относился к публицистам, что не участвовали в действиях своими средствами, своим телом, здоровьем и талантом. Они попросту не знают, как на месте событий безопасно провести маршевую колонну, как проинструктировать личный состав, как использовать противоречия властей, как отговорить чиновника при двух взводах силовиков против взвода протестующих отказаться от официального мероприятия, что потом делать в суде и как себя вести изначально, чтобы не доводить до УК и осуждения всяческого. И, наконец, как поднять мотивацию обычных людей, чтобы они ощутили себя значимыми и действенными настолько, что не опасались бы угроз, но при этом чтобы держались в рамках права, не вызывая опасений что на месте, что в России.
Эксперты-теоретики без практики похожи на практиков без теории, они далеки от полноты событий, они половинчаты. У них нет морального права на понимание ситуации в целом, и теоретик без практики столь же забавен, как и практик без теорий.
Теперь о смыслах. Есть смыслы вечные. Есть ситуативные. Их тоже нужно уметь применять, как теорию и практику, как щит и меч, как броню и снаряды, одновременно и вовремя. К примеру, на Украине не было Ичкерии и пока нет аналогов дискурса "Москвабад". Для многих это значимо и очень. И забывать о них, как забывать об обещаниях "двойного гражданства", провально. "Врач, исцелись сам" - поговорка тысячелетней давности, и нужно уметь создавать смыслы по нескольку раз в день, на вопросы каждого желающего. Или забыть об этих желающих, выбросив их. И, в итоге, есть шанс всех "понадкусывать и повыбрасывать". В России - тоже. Не у всех есть рента писать о смыслах, а рантье не слишком выгодно быть в первых рядах прямого действия. Есть правило успеха в бизнесе - командир должен знать манёвр любого бойца и заменить его при необходимости, а не разводить руками на конференциях типа : "Почему мы проиграли". Давно существуют схемы построения одновременной слаженной работы теорий и практик, и если кто-то этого не понимает, то не стоит вообще упоминать слово "экспертиза", тратя время зря.
7. Россия может на Украине создавать хоть "Халифат", хоть "Каганат", хоть "Гетьманат", хоть, простите, "ГельмаНАТО". Вот только потом очень сложно будет жить семьям и родам тех, кто скажет что-то наподобие: "Мы купили Брюссель и Киев, чтобы они погнали Саакашвили убивать российских миротворцев, за что забрали себе через зицев Абхазию с курортами и недрами, и прибыль от гешефта составила тридцать тысяч процентов, благо с семьями трупиков делиться не надо". Есть подозрение, что за такие интриги, в стиле Британии-1913 и Ротштейна, как куратора Ленина, ради нефти Залива и способствующего присвоению нефти Залива стравливания Германии и России, не только авторы будут подвергаться вендетте Холокостами, но и государство может стать изгоем для мыслящих людей планеты. Кроме того есть задачи поважнее, чем интриги и гешефты. Например - объяснять русским, зачем им Украина, кроме нефтегазового шельфа, пляжного туризма и гигантских запасов сероводородного топлива в Черноморье. А пока что Украина выглядит в России лишь как повод для пиара политиков К.Затулина, Е.Фёдорова Ю.Лужкова и иных.
Комментарии читателей (1):