Пётр Щедровицкий о региональном развитии: «Всё зависит от качества управления»

Госпрограмма «Региональная политика и федеративные отношения» отправлена правительством на доработку в 10-дневный срок. Премьер указал на её недостатки: в частности, отсутствие предложений по созданию новых центров экономического роста в Поволжье, на Урале и отдаленных субъектах федерации.
21 февраля 2013  12:24 Отправить по email
Печать

Все последние 10 лет шла дискуссия о принципах региональной политики. Одни отстаивали уравнительный подход, социально-распределительный, другие — идеологию центров роста, концентрации деятельности на территории и т.д. Но, по сути, сегодня эффективность следующего этапа экономического развития на 90 процентов зависит от качества работы здесь и сейчас — на данной территории. Все планы стратегические написаны: любой региональный руководитель точно знает, что и когда предполагает делать правительство на его площадке, какие деньги на это придут. А эффективность реализации этих планов федерального центра и дополнительный эффект от них для населения зависит от конкретных условий, качества управления на данной территории.

Эти задачи требуют от регионального руководства совершенно других компетенций, чем были нужны, например, в 90-е годы. А от федерального центра, от Минрегионразвития требуется координация региональных программ, то есть абсолютно другая работа. По своему масштабу Минрегион — самое главное министерство: сколько в стране территорий и они все разные. Они требуют учета. Ведь министерство не может заниматься конкретными проектами. Оно должно учитывать, мониторить, помогать — огромная работа. Это должно было бы быть мега-министерство.

Но сегодня нет четкого понимания ни новых принципов региональной политики, ни баланса полномочий и компетенций. Провозглашено в общем, что будут возвращать ряд полномочий в регионы, деньги будут распределяться иначе. Однако реальной решимости отдать большую часть ресурсов регионам — нет. Остаётся также целый комплекс не учтенных проблем. Например, в каждом регионе есть регионы следующего, второго порядка, муниципальные образования.

Кроме того, идут естественные процессы: Советский Союз закончился, люди едут туда, где есть работа, идут определённые миграционные процессы. Есть, в конце концов, различия в региональном законодательстве.

Мы сегодня стоим в точке, когда, с одной стороны, региональная политика является ключевым вопросом, а с другой — мы понимаем, что у нас нет ни рамочных решений, ни необходимых компетенций для этого. Их нет ни на региональном, ни на федеральном уровне. А регионы — это вопрос номер один. Очевидно, что самая главная стратегия для страны — это стратегия преемственности. Однако пока у нас эта культура не сложилась.

эксперт по управлению развитием и подготовке кадров, член правления фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад» Пётр Щедровицкий

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

ВАК
Карма: 47
21.02.2013 15:18, #5090
Довелось поработать в министерствах времен СССР и нынешних. Действительно, в отличие от прежнего времени, министерства ничем конкретным не занимаются, но бюджетом рулят. При чем здесь качество несуществующего управления?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть