Запад занялся принципиальными вещами: он меняет плюс на минус и минус на плюс. Он меняет значение смыслов. Такое мнение выразил политолог Сергей Михеев.
По его словам, благодаря развитию техники, человек и общество в целом вступило на путь упрощения, рискуя отказаться от себя ради формализованного достатка.
«Деградация является совершенно очевидным процессом, который происходит. Но опять же по поводу Европы. Я согласен с тем, что Европа потеряла себя, начав после Второй мировой войны равняться на того, кто глупее, но сильнее; начав равняться на того, кто тупее, но богаче; отказавшись от тебя и приняв на самом деле позицию жертвы. Потому что в любой ситуации всё-таки всегда остаётся выбор: можно сохранять себя, можно за что-то бороться или по крайней мере сохранять себя внутри себя, а можно просто подчиниться. Подчиниться всегда легче, так сказать, стать чьей-то калькой всегда легче. Потому что есть уже модель. Уже есть модель успеха, вы просто в неё как бы встраиваетесь и вам спокойнее. Вам говорят «да ты не будешь хватать звёзд с небес, может откажется даже своего имени нет, но у тебя вполне понятные перспективы». Это в общем-то именно то, что с Европой произошло, ей предложили это, она не смогла устоять, от того, чтобы от себя самой не отказаться.
Что касается деградации вообще, это тема, которая касается метафизики. Для меня, как для православного христианина, процесс деградации очевиден. Он не вызывает сомнения, для меня это всё укладывается в то, что описано в откровении Иоанна Богослова. То что по-гречески называется «апокалипсис», в переводе на русский «откровение». На мой взгляд, надо совсем быть слепым или глухим, чтобы не замечать очевидные, по крайней мере, параллели (даже для неверующего человека). Замечать какие-то параллели с тем, что было написано много-много веков назад, а сейчас происходит у нас на глазах. Я считаю, что в целом мир движется по пути тому же, который прошла Европа - по пути, на котором ему предлагают отказаться от себя ради какого-то формализованного достатка. На мой взгляд, происходит тоже довольно парадоксальный процесс, требующий осмысления научных методологов, очевидный и бурный технологический процесс на фоне такого же очевидного и всё более бурного человеческого регресса. То есть техника всё совершенней, всё более всеобъемлющая; человек всё примитивнее, всё глупее, от этого всё подлее, к сожалению», — считает политолог.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Кроме того, Михеев отметил, что современный мир стремится к обнулению. Люди перестали думать, они рассчитывают только на технику, этого и добивается массовая культура.
«Это вопрос опять же религиозный. Для того, чтобы стать хуже не надо ничего делать, надо просто плыть по течению. Для того чтобы стать лучше, надо работать над собой. Человеческая природа она такова, что, да, человек слаб, и он часто выбирает то, что проще. А проще всегда стать хуже, проще всегда подражать, проще вообще получать то, что приносит удовольствие. Вопрос в том, что удовольствие не всегда полезно. Для того, чтобы от чего-то отказаться, надо стать сильнее, надо стать умнее, надо стать добрее. Мне кажется, это важная вещь, которую надо понимать. Как раз современная массовая культура потакает безграничному поиску удовольствия. Это автоматически делает человека проще и примитивнее. Почему? Очень часто приходится слышать, что терпение это какая-то рабская черта. Неправда. Терпение это как раз такая степень нравственного роста человека, когда человек понимает, что ему надо ограничить себя ради чего-то более важного, чем его личное сегодняшнее конкретное удовольствие или выгода. На самом деле, это признак роста над собой. Потребительская массовая культура ставит это в вину. Почему? Потому что терпение заставляет вас меньше потреблять, и оно заставляет вас быть более собранным и так далее. А тогда вы менее управляемы, вы меньше покупаете, вы меньше поддаётесь на рекламу. Такой человек не нужен. Поэтому современная Западная массовая культура, американская в первую очередь, поощряет это скатывание вниз и абсолютную примитивизацию.
Посмотрите то же самое американское кино. Сравните кино 40-50-60-ых годов, даже 70-ых и то, что мы видим сегодня. Такое впечатление, что это две разные планеты. С одной стороны, попытка, по крайней мере, делать искусство, иногда она вполне удачная была. И сейчас - это просто бесконечный вал компьютерных картинок. Да наверное, один раз, два раза это можно посмотреть, да наверное, в раннем подростковом возрасте это может захватывать. Но на это подсаживается население всей планеты, независимо от возраста. Одна из проблем, на мой взгляд, очень серьёзных современного мира - это огромное количество формально взрослых людей с мозгами подростков, формально взрослых людей с комплексами подростков, с желаниями подростков. При этом уже стареющих может быть иногда, но разрываемых какими-то вещами навязанными массовой культурой. Она мучает их на самом деле, говоря, что вы получаете удовольствие. В реальности они мучают сами себя и в конечном итоге превращаются в моральных уродов. Вот одна из проблем, которая характеризует процесс деградации. Он совершенно очевиден. В этом смысле в нашем противостоянии, например, с Западом, оно для меня не является абсолютно очевидным противостоянием белого и чёрного, но тем не менее то, что мы интуитивно на стороне удержания мира от этого безумия, а они скорее на стороне продвижения этого безумия как тотального образа жизни, это очевидно. Идёт борьба за то, чтобы мир сделать не самим собой, за то чтобы он тоже обнулился».
В целом мировая политика - это кукольный театр, которым управляют извне. По мнению Михеева, Европа наполнена куклами, которыми удобно управлять.
«Это укладывается в систему организации политической власти американцев и тех, кто претендует на управление мира в целом, потому что конечно одними только американцами это дело не ограничивается. Реально существует мировая закулиса, в виде людей, которые влияют на ситуацию. Это мировые политики несомненно, не все, но некоторые, это конечно главы транснациональных корпораций, это конечно финансовые воротилы бизнеса и это идеологи некие, которые иногда вообще никаких постов не занимают, но они вбрасывают те или иные послания в этот мир. Для людей, которые реально управляют, выгодно перед собой иметь декорации, иметь ширму, иметь кукольный театр. В кукольный театр надо подбирать кукол, эти куклы должны выполнять поставленные перед ними задачи, их надо дёргать за верёвочки, и они должны делать то, что они должны делать. Для этих ролей конечно нужны люди, которые с одной стороны амбициозны, но с другой стороны из себя ничего не представляют. Они должны быть управляемыми, они не должны быть сильно умными, они должны быть очень амбициозными, и они при этом должны быть абсолютно лишены каких-либо целеполаганий, выходящих за пределы глобального управления. Они должны делать шоу, они должны делать понятную декорацию, они должны давать картинку, но при этом они, во-первых, должны быть управляемыми, а во-вторых, они должны быть пустыми настолько, чтобы управление ими не вызывало проблем.
Именно такими людьми американцы, и не только они, наполнили сейчас Европу. Это клерки или абсолютно раздутые как мыльные пузырь фигуры, ничего из себя не представляющие. Этим процессам способствует псевдодемократизм - надо делать максимально просто, надо чтобы средний обыватель, средний житель городских окраин принимал этого человека за своего. Плюс ко всему все тенденции: совершенно беспредельный феминизм, сексуальные меньшинства и все этим новомодные гадости», — считает Михеев.
Всё это приводит к снижению качества элит. Опять же это вытекает из принципов массовой культуры, обмельчание личностей - это в принципе тенденция массовой культуры.
«Массовая культура сводится практически к наскальной живописи, всё скатывается к примитивизации. Картинка, текст не нужен. Технологии этому способствуют. Текст больше не нужен, не надо ничего читать. Надо просто уметь быстро набирать пальцем буквы. Читать вообще глупая затея - книги это для идиотов однозначно. Абсолютная примитивизация, причём этому способствует и технический прогресс, и борьба за беспредельную свободу. Борьба за беспредельность любой идеей приводит к тому, что она начинает пожирать сама себя. Свобода превращается в примитивизм, примитивизм в смерть. Энтропия - система умирает, она начинает распадаться, и появляются вот эти вот непонятные ходульные персонажи.
Это конечно приводит к снижению качества элит. В чём американцы молодцы, это в том, что они вычленяют человеческие слабости и эмоции, выбирают людей по этому признаку и играют на этих страстях как на пиано.
Обмельчание личностей это в принципе тенденция массовой культуры, как и массового производства. Эти вещи философские очень увязаны. Например, штучное производство когда-то не могло удовлетворить всего спроса, но дело очень хорошие вещи. Массовое производство удовлетворяет спрос массово, но при этом снижается качество, штамповка всегда хуже, чем ручная работа, но её очень, потому что это должно нравиться всем. Эти вещи, условно говоря, коммерческие, политические, философские, религиозные, военные сплетены в этот клубок, который и представляет весь наш мир», — пояснил Михеев.
Однако новизны в этом нет. Есть лишь разница в пропорции и отношении самого общества к фактам. По мнению Михеева, Запад занялся принципиальными вещами: он меняет плюс на минус и минус на плюс, он меняет значение смыслов.
«В этом нет ничего нового, но есть новое в пропорциях использования этого, потому что это стало массовой технологией, есть новое в том, что технический прогресс дал возможность играть так буквально с каждым человеком, и каждый человек теряет свою суверенность постоянно. Каждый из нас на рядовом уровне уже не суверенен: телефон в кармане, бесконечное количество информации, которое на нас обрушивается, она принципиально отличает нас от человека предыдущих эпох.
Нам некогда думать о себе, нам некогда думать о смыслах. Нам некогда думать, мы потребляем готовые заголовки и всё, что с этим связано. Если раньше это хотя бы формально порицалось, то сейчас система меняется так, что это становится поощряемой формой жизни. Очень важно, какой знак плюс или минус общество ставят на то или иное явление, потому что это принципиально меняет самоощущение людей. Мы как раз входим в опасный период истории, который занялся принципиальными вещами: он меняет плюс на минус и минус на плюс, он меняет значение смыслов, он занимается человеком, которого надо сделать другим. Причём человеку надо внушить, что он есть конструктор, что из него можно делать всё что угодно.
И при всём при этом, кстати говоря, можно ничего не знать. Один из признаков современного технологического общества это как раз игра на амбициях каждого человека. Не надо думать, что это касается только политиков. Современное общество с его массовой культурой, технологиями играет на амбициях каждого, потому что каждому через технологии и в том числе через приборы и приспособления внушается мысль, что он больше, чем он есть на самом деле. При этом человек может расти над собой, но его направляют по самому примитивному пути. Меняются критерии оценки, авторитетности», — заключил политолог.
Комментарии читателей (0):