Зачем Китаю авианосцы

Пекин осуществляет мощную военно-морскую программу. Ожидается, что ВМФ страны в значительной степени пополнится авианосцами
11 апреля 2023  17:53 Отправить по email
Печать

Китай осуществляет мощную военно-морскую программу. Ожидается, что состав ВМФ вырастет до 420 кораблей к 2025 году и до 460 — к 2030 году. Значительную часть этих сил составят крупные надводные корабли, в том числе авианосцы. Планы Пекина комментирует Telegram-канал «Россия не Европа».

Сегодня китайский флот имеет на вооружении два авианосца. Однако китайское военное руководство сообщало о планах иметь не менее трёх авианосных ударных групп (АУГ). Каждая АУГ будет состоять помимо авианосца из четырёх эсминцев проекта 052D, двух перспективных больших ракетных эсминцев проекта 055 четвёртого поколения (по классификации НАТО — крейсер класса Renhai) и четырёх фрегатов УРО проекта 054А.

Как мы отмечали ранее, строительство китайского флота является одним из факторов (конечно, далеко не единственным, но важным), который может привести американцев к мысли о неизбежности войны с Китаем.

Ранее на REX: Станет ли китайский флот спусковым крючком для начала войны

Ещё 13 марта 2015 года США опубликовали новую военно-морскую стратегию, под названием «Стратегическая кооперация для морской силы в XXI веке», в которой Китай был назван одной из главных угроз. Стратегия предусматривает расширение сотрудничества с союзниками и увеличение корабельного состава флота. По сути, американцы возвратились к «океанской стратегии» 70-х гг., когда от ВМФ требовалось глобальное присутствие одновременно во всех частях мирового океана. В новой стратегии главный упор делается на Азиатско-Тихоокеанский регион.

Главной ударной силой американского флота являются авианосцы. На сегодняшний день в составе американских ВМФ 11 авианосцев и 9 вертолетоносцев, 3 авианосца находятся в состоянии постройки. У Китая соответственно сегодня – 2 авианосца и 1 вертолетоносец, 1 авианосец в постройке.

Авианосцы – очень дорогостоящая и очень уязвимая игрушка. Хотя теоретически АУГ обеспечивает полное и надежное их прикрытие, на практике может случиться всё: уже в СССР атомные подводные лодки (АПЛ) проекта 949а «Антей» (к этому классу относился и печально известный К-141 «Курск»), вооружённые ПКР П-700 «Гранит», считались «убийцами» авианосцев и представляли серьёзную опасность для американских АУГ. Кроме того, авианосцы требуют постоянного обслуживания и баз (в том числе поэтому американцы имеют несколько сотен ВМБ по всему миру). Не исключено, что строительство новых авианосцев лоббируют американские корпорации, заинтересованные в новых госзаказах.

Но нельзя сказать, что авианосцы совсем бесполезны: они необходимы для уничтожения флота противника в открытом море (по крайней мере, со времен Второй мировой на море не было масштабных сражений, и эту роль авианосцев никто не опроверг на практике), для поддержки высадки десанта на прибрежные территории противника (крушить укрепления крылатыми ракетами по сравнению с действиями авиации и менее точно в плане попаданий, и очень дорого). Кроме того, АУГ достаточно мобильны и могут патрулировать морские пути сообщения, что просто необходимо в плане контроля за мировой торговлей и перемещением ресурсов. Последнее, кстати, отражено и в военно-морской стратегии США. Китаю, который стремится к подобному контролю как ведущая (наряду с Америкой) торгово-промышленная держава, АУГ также необходимы. Кроме того, китайцы должны быть уверены, что смогут сокрушить врага в море, подальше от своего побережья. Сегодня вторжение в Китай возможно только с моря, так как на севере он прикрыт Россией. А значит, перед Китаем стоит задача иметь возможность сокрушения врага как можно дальше от своего побережья. А для этого нужен флот.

Возникает вопрос, насколько авианосцы необходимы России? Представляется, что острой необходимости в них нет. Главным ТВД в случае конфликта с НАТО будет сухопутный, а не морской, как у Китая. Поэтому необходим флот, способный поддерживать сухопутную армию и действовать на морских коммуникациях противника. Для последнего идеально подходят АПЛ и дизельные ПЛ с анаэробной (воздухонезависимой) силовой установкой, обладающие мощным вооружением, большой автономностью плавания и не требующие большого количества ВМБ за рубежом.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть