«Исторический выбор» Казахстана: что дальше?

На прошедших 20 ноября президентских выборах в Казахстане победу уверенно одержал действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев
23 ноября 2022  15:38 Отправить по email
Печать

На прошедших 20 ноября президентских выборах в Казахстане победу уверенно одержал действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев, набравший 81,31% голосов при явке в 69,44% избирателей. Итоги выборов комментирует Telegram-канал «Россия не Европа».

В том, что Токаев вновь станет президентом, не было никаких сомнений: все его оппоненты – не более чем технические кандидаты, призванные создать видимость предвыборной борьбы. После победы на выборах в ближайшие семь лет (таков теперь срок президентских полномочий казахстанского президента) будет дальнейшее укрепление власти клана Токаева, зачистка политического пространства от представителей назарбаевского клана, а также других возможных конкурентов. При этом президент фактически продолжит быть казахстанским диктатором и развивать местные коррупционные традиции. На момент следующих выборов (к 2029 году) 76-летний Токаев постарается обеспечить переход власти в руки представителя своего клана.

Главный вопрос: как изменятся отношения с Россией? На наш взгляд, продолжится дальнейший дрейф республики в сторону от РФ. Казахстан продолжит заигрывание с Западом, партнёрство с Китаем и тесную дружбу с Турцией. Инструментом казахстанского внешнеполитического курса будет усиливающаяся русофобия и претензии к России. Из всех республик постсоветского пространства Казахстан больше всего напоминает Украину: большая численность русского населения, не желающего подчиняться националистическим инициативам местного руководства; стратегически важное геополитическое положение, контроль над которым позволяет нанести существенный ущерб интересам России; развитая промышленность и огромные залежи природных ресурсов. Поэтому любой русофобский выпад найдёт не просто сочувствие и поддержку на Западе: русофобия станет главным условием сотрудничества Казахстана с США и их союзниками. Да и сама казахская элита готова применить это оружие: русофобия – главное средство поддержки «суверенитета» всех этих искусственных государственных образований, возникших после развала СССР.

Но русофобия составит и внутриполитический курс республики. Среди этнических русских много врачей, инженеров, технических специалистов. Сокращение русского населения, которое наблюдалось вплоть до осени 2022 года, неизбежно отрицательно скажется на возможности модернизации промышленного потенциала Казахстана (ни Китай, ни США, ни Турция республике в этом не помогут – Казахстан нужен именно как источник дешевого сырья и рынок сбыта70% добывающих предприятий принадлежат иностранным кампаниям), что в свою очередь приведёт к снижению жизненного уровня населения. Необходимо будет переключить его недовольство на внешнюю угрозу и борьбу с «пятой колонной» – русскими. Кроме того, казахской элите надо исключить любую возможность воссоединения с Россией северных регионов страны с компактно проживающим русским населением.

Ждать чуда – что Токаев внезапно воспылает к России любовью и будет считать нас главным партнёром и союзником – не стоит. В головах среднеазиатской элиты надёжно засел «советский» синдром – любое партнёрство с Россией неизбежно обернется зависимостью от Москвы и возрождением Советского Союза в той или иной форме. Наиболее чётко это сформулировал в своем обращении к Путину И. Рахмон. Поэтому, пока внимание России отвлечено на украинский конфликт, необходимо максимально дистанцироваться от неё, попутно налаживая связи с нашими геополитическими противниками и конкурентами. Не важно, что охлаждение отношений негативно скажется на экономике среднеазиатских государств и уровне жизни населения – главное: как можно дальше от Москвы.

Основы русофобии украинской и казахской элиты кроются в понимании того факта, что большая часть территории, которой сегодня эти элиты обладают и пользуются как источником личного обогащения, исторически принадлежит России, что Россия имеет полное историческое право на воссоединение с этими территориями. Именно этот процесс уже идет с 2014 года в отношении Украины. Отсюда и пресловутая «политика многовекторности», которой прикрывается политика русофобии.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть