Нужен ли Пекину Северный морской путь?

Чем действительно привлекательна российская Арктика
4 сентября 2018  23:00 Отправить по email
Печать

Ряд каналов решил рассказать о коварных американских империалистах, которые вместе  с Китаем собрались отбирать у России Северный морской путь (https://t.me/kremlebezBashennik/2267 и https://t.me/shadow_policy/2458), пишет ТГ-канал "Первое управление"

Однако есть одно “но”. Северный морской путь (СМП) существует, прежде всего, в мире грёз  и прогнозов на две тысячи сто миллионный год, но не в реальности. В 2015 и 2016 годах по нему прошло всего лишь 18 судов. Суэцкий канал в среднем больше пропускает ежедневно. Все оптимистичные прогнозы о 64 миллионах тонн груза к 2020-му году разбиваются о суровую реальность.

СМП действительно на 10-25% короче традиционного Суэца (если брать маршрут Шанхай/Гонконг – Роттердам), но существуют объективные причины, по которым судовладельцы предпочитают длинный путь. По-прежнему необходимо нанимать ледокол и платить России за пользование территориальными водами. А если не нанимать? Суда неоднократно застревали во льдах Арктики. Пока дойдёт ледокол, пройдёт уже пара дней, а это – простой. Риски. Траты.

Когда говорят об отсутствии льда на СМП, подразумевается припай, неподвижный лёд. Подвижный же лёд никуда не исчезает, поэтому даже без припая судну необходим либо укреплённый корпус, либо ледокол. Опять серьёзные траты. Остаётся, в конце концов, и банальное желание не менять то, что работает. Чего с Россией-то связываться?

Поэтому СМП становится рентабельным только в периоды высоких цен на топливо, когда экономия топлива перевешивает возможные риски. Нефть пока не бьёт ценовые рекорды, так что этот сценарий где-то в воображении.

Не верит в СМП и Китай, периодически высказывающийся в поддержку российского проекта. Но одно дело говорить, а другое – инвестировать миллиарды. В рамках инициативы “Один пояс – один путь” китайцы уже получили контроль над крупнейшим портом Шри-Ланки, организовали военное присутствие в Южно-Китайском море и построили базу в Эфиопии. 

Очевидно, что в плане морских перевозок Китай ставит именно на Суэц. Обратите внимание на остановки на карте (https://imgur.com/NH2KXfZ) китайского морского пути – практически во всех пунктах китайцы уже имеют серьёзное присутствие. На этом маршруте располагаются 14 из 20 наиболее загруженных портов мира.

А что СМП? 71 порт, из которых 66 либо вовсе не работают, либо имеют минимальный грузооборот. Надлежащая инфраструктура по сути отсутствует. По ряду оценок, ситуация изменится к середине двадцать первого века в связи с глобальным потеплением, но такими горизонтами планирования ни одно правительство руководствоваться не будет. 

Если СМП никому особо не нужен, то нефть и газ арктических месторождений представляют намного больший интерес. Но и здесь не было фундаментальных изменений: у России по-прежнему имеется подавляющее превосходство в регионе с точки зрения количества и качества ледоколов, ведутся работы по восстановлению старых военных баз и постройке новых и т.д.

Идёт и научная дискуссия по принадлежности Ломоносовского хребта, обладание которым позволит выигравшей стороне существенно расширить арктические владения. Россия, Канада и Дания считают его продолжением своих шельфов. 

США уже накладывали санкции на российские проекты в Арктике, и ещё будут, но это не связано с СМП. Главным образом неприятен запрет на экспорт оборудования и технологий для добычи нефти и газа в арктических условиях.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Подписывайтесь на ИА REX
Лукашенко для России?
66.1% Зло
COVID-19
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть